понедельник, 8 июля 2019 г.

Семеро застрявших на Сокорро

История экспедиции XF4M  1994-го года на Ревилья Хихедо 

автор: Эдуард Крицкий, NT2X 

Остров Сокорро. Фото: Insider Divers.

Поездка эта готовилась на протяжении двух лет, прошедших со времени экспедиции 4J1FM/4J1FW в октябре 1992 года, когда на остров Малый Высоцкий выезжала команда из 10 человек: Виктор, XE1VIC; Франк, OH2LVG/AH0W; Юкка, OH6LI; Юкка, OH6PF; Томи, OH6EI; Кари, OH6LK; Эдуард, NT2X; Андрей, UA3AB; Георгий, UY5XE; Роман, AH0M/3W3RR.

Из того состава в экспедицию на Сокорро готовились четверо: Андрей, UA3AB; Виктор, XE1VIC; Франк, OH2LVG/AH0W, и я — NT2X, да еще к нам присоединился Игорь, RA3AUU. Все мы встречались в Нью-Йорке и в Москве, но не все сразу, и не в одном месте. В 1993 году была предпринята попытка отправиться в экспедицию, но по личным причинам некоторые из нас не могли и поездка не состоялась.

Команда 4J1FM/4J1FW. Слева направо сидят: Франк, OH2LVG/AH0W (silent key); Юкка, OH6LI; Томи, OH6EI; Андрей, UA3AB; Эдуард, NT2X; Георгий, UY5XE. Стоят: Юкка, OH6PF; Кари, OH6LK; Роман, AH0M/3W3RR; Виктор, XE1VIC.
В 1992 году, замерзший до полубессознательного состояния на острове Малый Высоцкий, Виктор, XE1VIC, высказал замечательную мысль: "В следующем году — на Гавайи!" Но поскольку Гавайи в эфире представлены хорошо, мы решили поехать в такую территорию мира, которая еще кому-то нужна. Ревилья Хихедо показалась нам подходящим местом — там тепло, от континентальных Соединенных Штатов недалеко и на нее по-прежнему есть спрос.

Большую часть подготовительной работы, конечно же, проделал Виктор. Он получил на всех нас мексиканские лицензии и разрешение на высадку на острове Сокорро (Ревилья Хихедо) от мексиканского военно-морского флота (на острове располагается их база).

Виктор, XE1VIC в 2001. Фото: Slideplayer.
Виктору пришлось изрядно потрудиться, чтобы российских граждан допустили на остров. Иностранцев одних вообще туда не пускают, только в сопровождении граждан Мексики. Если с американцами еще туда-сюда, то с россиянами мексиканцы еще не сталкивались.

Виктор пустил в ход могучий аргумент: Россия допустила его, мексиканского гражданина, в свою пограничную зону, где располагается остров М. Высоцкий, значит, надо по взаимности сделать то же самое для Андрея и Игоря. Официальные лица с такими доводами вынуждены были согласиться и разрешение дали, но с условием, что иностранцев и мексиканцев в команде будет равное количество

Нам предстояло найти корабль. Самолеты на остров не летают — взлетно-посадочная полоса имеется, но нам сказали, что она требует ремонта, а потому полеты невозможны. Единственные суда, которые регулярно посещают остров — это военно-морские, привозящие продукты и сменяющие личный состав. Мы могли бы получить разрешение на поездку на военном корабле, но с одной оговоркой — посещения эти происходят с промежутком в 30 дней, а сидеть на острове так долго никто из нас был не в состоянии, поэтому решили найти свое собственное судно.

Фрахт судна — удовольствие ну, очень дорогое! Франк с Виктором провели несчитанные часы, пытаясь найти наилучший вариант доставки членов экспедиции на остров. Рассматривались варианты отплытия из Ла Паза, Кабо Сан Лукаса и Манзанилльо (Мексика). Габриэлю Вальдезу, XE2GV/XE2Z, который тоже хотел с нами поехать, было поручено найти честного агента-брокера по аренде малых судов. Роль, которую Габриэль сыграл в нашей подготовке к экспедиции, заслуживает особого рассмотрения.


Мы, честно говоря, сделали ставку на его способности и связи. Он нам обещал найти наилучший вариант фрахта, спонсировать поездку суммой в $4.000 (это были деньги добытые на поездку 1993 года, которая не состоялась), привлечь японских спонсоров на общую сумму в $3.000, обеспечить участие в экспедиции оператора-японца, предоставить в распоряжение экспедиции генераторы, антенны, трансиверы и аксессуары.

Все было хорошо, пока, совершенно неожиданно, за 10 дней до начала экспедиции, он вдруг не уведомил Виктора по факсу, что ни он, ни его японские друзья, в поездке участвовать не будут, и что спонсорство свое он снимает. Нам о причинах отказа он никаким образом не сообщил, зато поспешил объявить по эфиру, что экспедиция не состоится.

После небольшого расследования с нашей стороны, выяснилось, что ни денег, ни оборудования у него не было (или уже не было), и ни с кем в Японии он вообще не контактировал на предмет участия в поездке. Иначе как предательством это не назовешь!

Франк, AH0W/OH2LVG (silent key), 
на острове Малый Высоцкий, 
4J1FM/4J1FW, в 1992-м.
Фото из архива Эдуарда, NT2X.
Мы были очень злы — 2 года подготовки, и все может пойти насмарку из-за непорядочности одного человека! Впрочем, этим дело не ограничилось, он нам продолжал мешать и дальше. Однако, подготовка продолжилась и без него. Виктор с Франком провели много бессонных часов, пытаясь разрешить проблему, найти операторов и иные источники средств. И им это удалось.

Через фирму в Сан Диего, было зафрахтовано судно, за $14.500. Еще около $3.000 пришлось выделить на питание, горючее для генераторов, антенны, кабель и прочие экспедиционные мелочи. За перелеты было решено платить из собственного кармана. Система гостиниц "Аристос" в Мексике выделила $5.000, еще $4.000 были получены из России, от Игоря Буклана и его фирмы, Unicom Trading Company, в Москве. Меньшие дотации поступили от частных лиц в Мексике. Американская радиолюбительская организация INDEXA тоже выделила приличную сумму средств из своего довольно скромного бюджета, а вот богатая Northern California DX Foundation ограничилась $300, но и за это ей большое спасибо! Остальные деньги участники нашли сами.

Еще за 5 дней до поездки мы не знали, состоится ли она или нет. Франк мне звонил по 10 раз (честно!) в день и осведомлял о последних событиях в "Саге об острове Сокорро". Андрею и Игорю было "велено" ожидать указаний в Москве, сидя на чемоданах.

И вдруг, почти внезапно, все встало на свои места! Россиянам был дан "зеленый свет" на прилет в Нью-Йорк; я заказывал на всех билеты Нью-Йорк — Феникс, штат Аризона, где мы должны были встретить Франка. А после этого все вместе мы летели в г. Ла Паз, на полуострове Баха Калифорния (Мексика), и уже там встречались с остальной частью команды — Виктором, XE1VIC, Рикардо, XE1IIR, и Альфонсо, XE1ILH. С нами должен был поехать еще один мексиканский оператор, но он в последний момент вынужден был отказаться по причине нездоровья.

Из Нью-Йорка вылетели 19 ноября, в 6 часов утра. Для этого надо было выехать из дому в 4:30 утра — и кто только придумал такие ранние перелеты? Приземлились мы в Фениксе с одной пересадкой в Сент Луисе (Миссури) семь часов спустя. Роджер, AA7QY, соклубник Франка по DX Ассоциации центральной Аризоны, нас встретил и привез к Франку домой.

Город Феникс. Фото: Турист в Америке.
Феникс был теплее Нью-Йорка — с пальмами, апельсиновыми и грейпфрутовыми деревьями — и значительнее теплее Москвы, где в это время шел снег и было -15 градусов. В местном радиолюбительском магазине HRO мы "отоварились" — купили антенны и мелочевку для экспедиции.

Вечером того же дня в честь высоких гостей был организован светский прием в доме хозяина — собралась уйма народу, местных радиолюбителей. Прием нам понравился! На утро Джек, WA7LNW, мой старый знакомый по работе над фильмом 4J1FM/4J1FW, отвез нас в аэропорт, а сам тем же вечером укатил в Гану, работать 9G5TL, на соревнования CQ WW. Договорились "свидеться" в эфире!

Багажа у нас было много, но Франк со своими дипломатическими способностями так заморочил голову сотруднице авиалинии, что вопрос о доплате даже не поднимался. Из Феникса мы прилетели в г. Тусон (тоже Аризона). В ожидании рейса на Мексику пошли регистрировать свою технику на таможню, с тем, чтобы ее потом было просто ввезти обратно.

Словоохотливый таможенник захотел узнать как по-русски будет "Откройте сумки" и "Спасибо, проходите" — через его пост российские граждане еще не проходили, но фразы он захотел узнать так, впрок! К слову, и Андрей, и Игорь были первыми российскими пассажирами на рейсе AeroMexico по маршруту Тусон-Гуэймас-Ла Паз. В миниатюрном аэропорту Гуэймаса мы сошли для проверки паспортов, а через час снова были в воздухе. С пересадками недалекое это путешествие заняло почти целый день.

Аэропорт города Ла-Паз. Фото: Википедия.
В аэропорту Ла Паза нас встречала большая группа местных любителей. Виктор возвышался над толпой. Эти дружелюбные люди помогли нам разобраться с таможенными формальностями и заполнить необходимые формы.

Дело в том, что весь полуостров Баха Калифорния является свободной экономической зоной Мексики, в связи с чем всю аппаратуру нам предстояло вывезти из этого "безналогового рая" или заплатить пошлины при выезде.

Наш багаж не обыскивали, как это слишком часто случается в России. Вместо этого на мексиканских таможнях стоят приборы сродни светофорам, с кнопкой внизу. Нажимаешь кнопку и некий электронный алгоритм включает либо зеленый свет ("проходи"), либо красный ("попался, вот мы тебя сейчас досмотрим"). Всем нам светофор включил зеленый свет (не иначе как тут поработали свои люди-радиолюбители). Добро пожаловать в Мексику, амигос!

QSL Феликса, XE2I (ex XE2JNE). Фото: QRZ.com
Люди, которых мы совсем не знали, встретили нас как родных. Принимал нас Феликс, XE2JNE (сейчас XE2I), и его жена Норма, XE2HPB. Собралось свыше 30 членов местного "Клуба Радиоэкспериментаторов". Устроено была серьезное пиршество — подавались жутко острые национальные блюда (Андрей бегал с округленными глазами, и страдая разыскивал, чем залить пожар во рту). Много пели и даже танцевали. Другой Виктор, XE2VMM, так сыграл на аккордеоне для нас "Очи черные", что удержаться от радостных улыбок просто не было сил.

Среди приглашенных был врач, несколько лет назад стажировавшийся в Москве и очень прилично говоривший по-русски. Все это никак не укладывалось в голове — от России тысячи километров, а тут тебя встречают русским языком и "Очами"...

Гости с интересом смотрели видеофильм о нашей прошлой экспедиции на Малый Высоцкий, а вид XE1VIC, работавшего с острова под мексиканским флагом, вызвал возгласы одобрения. Ленту после презентовали в подарок клубу.

Надо сказать, что гостей живо интересовала российская политика и жизнь, факт сам по себе весьма примечательный (американцев в массе ни то, ни другое не интересует). Мы были пришельцами из другого мира, все хотели узнать что-то о радиолюбительской жизни в России и США.

Андрей, UA3AB, в 2019. Фото: СРР.
Игорь стал объектом пристального внимания и благодарности, когда стал вовсю раздавать российские значки и сувениры. У нас нашлось даже время поработать со станции Феликса, "обновить" мексиканские лицензии. XE2/UA3AB и XE2/RA3AUU вызвали в североамериканском эфире явный переполох — вызывали хорошо!

Однако, все мы изрядно устали и желали бы уже преклонить голову. Один из гостей, начальник местной исправительно-трудовой системы, полушутливо предложил нам (явно ради экономии средств), провести ночь в тюрьме, сказав, что за удобства он не отвечает, но зато бесплатно. Любезно раскланявшись, мы отказались. За $15 на человека мы прекрасно провели ночь в мотеле неподалеку.

Утром началась суета. Нам наконец "предъявили" судно, которое мы зафрахтовали. Это был 25-метровый корабль "Фелипе Ангелес", построенный в Мексике в 1961, и в обычное время используемый как рыболовно-прогулочное судно для клиентов, которые в состоянии были заплатить за рыбалку и морское путешествие. В La Paz корабль прибыл из г. Сан Фелипе, что располагается в северной части полуострова, с опозданием в один день. Брокер, через которого осуществлялся фрахт нам обещал не судно, а игрушку, сияющую после капитального ремонта. Судну предстояло стать нашим домом на целых 48 часов.

Фото: ВР
Домик, однако, был в запущенном состоянии: как только мы отплыли, то обнаружилось, что воды нет ни в кранах, ни в душе, краска и ржавчина оставляли памятные узоры на одежде. И брокер, и хозяин корабля обещали каюты со спальными принадлежностями, а кроме грязных матрацев, без белья, наваленных на верхней открытой палубе, спать было не на чем.

На корме имелась лодка, но с неработающим мотором, в случае любой заварушки на такой лодке мы бы далеко не уехали. За несколько минут до отхода судна пришлось переделывать сетевое питание (отказала розетка) для основного судового трансивера. Мы требовали спасательных жилетов, и их привезли почти к отплытию (а если бы не просили, то, скорее всего бы и не привезли).

Команда состояла из 5 человек, набранных в Сан Фелипе в последний момент. Хозяин "забыл" им сказать, что они плывут на остров, поэтому поездка на Сокорро оказалась для них полной неожиданностью. Кстати, по закону, на судне такого размера должно было быть 7 человек команды.

Увы, у нас ни у кого не было практического опыта мореплавания, и никто пока не понимал, какая заваривалась каша. На борту имелась система определения координат по спутникам, однако капитан не знал, как ею пользоваться — он предпочитал звезды и компас. Как пользоваться радио (IC-725) он тоже не знал. Хорошо, что рядом оказался Джон, XE2WMJ, переселившийся в Мексику из Англии, который и дал пояснения капитану перед самым отходом судна.

Порт в Ла Пас. Фото Бриз.
В течение нескольких часов пирс напоминал улей. Похоже было на то, что весь городок примчался, чтобы пожелать нам счастливого плавания. Автомашины, которые приезжали и уезжали, улыбки и дружеские рукопожатия, группы солидных мужчин (у некоторых в руках радиостанции) обсуждали подготовку к отплытию с нами и между собой, в то время как жены и дети терпеливо ждали их возвращения в автомашинах, нагретых горячим солнцем. Даже пара местных пеликанов уселась на мачту корабля, словно проверяя нашу готовность к большому путешествию.

Приехал грузовик со льдом для холодильника, за ним другой, с тремя 200-литровыми бочками бензина для генераторов. За ними появилась цистерна с не питьевой водой, ее закачали для раковин, душа и туалетов, воспользоваться которыми нам не довелось. Антенны, два 5-киловаттных генератора, разнообразные тяжести и наши личные вещи были загружены на борт. Клуб даже одолжил нам дополнительную мачту. Игорь, Рикардо и Альфонсо немедленно занялись переделкой розеток генераторов, под вилки усилителей. Кого-то послали за запасными свечами для генераторов.

Для стороннего наблюдателя все это, наверное, здорово напоминало сумасшедший дом, но для нас зрелище было просто великолепное, с добавками радостного возбуждения, ожидания и с прохладой в животе. Интересно, а что чувствовал Колумб перед своей поездкой?

Площадь конституции в Ла Пас. Фото: Openarium.
Перед самым отплытием, Виктор, XE2VMM, провез меня по старому городу. Необычное это место, где величавые церкви, дома 400-летней давности и мощеные мостовые мирно соседствуют с банкоматами, универмагами и супермаркетами. Город основан был самим конкистадором Кортезом. Американских туристов почти не было видно. Про себя решил, что сюда, пожалуй, придется вернуться и побыть здесь без суеты!

Готовились долго, а вот отплыли как-то очень внезапно. До нашей цели — 320 морских миль. Вперед, к острову Сокорро, под флагами Мексики, США, России и Финляндии, посреди какофонии автомобильных клаксонов, отбивающих морзянкой "до свидания, 73, удачи". Мужчины, женщины и дети долго махали, пока не исчезли из виду, однако через местный 2-метровый ретранслятор мы с ними еще долго говорили.

Мне вскоре посчастливилось открыть "КВ-сезон" позывным XF4M/mm. Корабельный трансивер с автоматическим согласующим устройством работал на любой частоте от 1 до 30 Мгц. На Восточном побережье США был вечер, народ торчал в эфире и на нас немедленно навалилась толпа.

Большинство любителей просто обменивались рапортами и желали нам счастливого плавания. Однако, находились особо любознательные, которым подавай информацию о том, кто мы, что делаем в океане и где точно находимся. Требовали и QTH. Этим отвечал, что такового у нас не имеется.

Море Кортеза в Мексике. Фото: Set-Travel.
Через 15 часов плавания мы должны были выйти из моря Кортеза в открытый океан. Заход солнца тоже не заставил себя ждать — р-раз и уже темно. Наши двое поваров приготовили поесть — и снова острая мексиканская кухня.

Мы разбрелись кто куда — одни пошли подремать на верхней палубе, остальные поспешили на капитанский мостик, поработать в эфире. На 14 МГц по-прежнему было много станций США, но работать было неудобно — надо было сидеть на капитанском лежаке поджав ноги по-турецки, держа аппаратный журнал в одной руке, микрофон — в другой, а прочими конечностями вести запись.

Около 22 часов местного времени из океана взошла оранжевая луна — словно кто-то взорвал большую бомбу. Такого в Северном полушарии я не наблюдал, я здесь, вблизи Тропика Рака, такие явления, видимо, не в диковинку.

Вскоре капитан попросил погасить на мостике свет — ему надо было разглядывать звезды для навигации. Это что ж — конец работе в эфире? Ничуть нет, сразу принесли фонарик. Потом, разглядывая что-то в ночной темноте, он попросил и фонарик погасить. Дорабатывал свою "смену" при неярком свете цифрового дисплея трансивера, потом пошел спать.

Эд, NT2X, на судне, на пути к острову Сокорро.
Фото из архива Эдуарда, NT2X.
Поднялся около 6 утра, чтобы заснять восход солнца. Неутомимый Тихий океан нежно перекатывал нас по своим взгорьям и долинам, а мы целеустремленно шли вперед. К полудню прошли самую южную оконечность полуострова и вышли в океан, держа курс на юго-запад.

С восходом солнца цвет воды сменился с черного на ласкающий глаз синий, равный которому до того видел только на картинах. Пустая на первый взгляд равнина моря жила своей собственной жизнью.

На поверхности воды обитали какие-то насекомые, а морские черепахи старались побыстрее отплыть в сторону при нашем приближении. Летающие рыбки, словно сигарообразные ракеты взлетали из-под воды, оставляя на поверхности длинные следы. Фрегаты и чайки, как следопыты, мотались взад-вперед, время от времени присаживаясь отдохнуть на мачту корабля — единственную твердь на много миль в округе. Тунец выпрыгнул из воды, проплыла мимо акула.

Я даже пытался порыбачить, но корабль двигался для этого слишком быстро, и опыт не удался. Позже нас сопровождали дельфины. "Братья наши меньшие" плыли впереди корабля и, видимо, получали от этого массу удовольствия. Все сбежались на нос, чтобы насладиться видом "почетного эскорта".

Фото: Глубина
Только раз нам за все путешествие попалось другое судно. Торговые пути в этой части океана не проходят, а частные суда так далеко в эти воды без нужды не забираются. Солнце припекало, но прохладный ветерок с океана позволял легко переносить жару. Самым большим наслаждением было выдуть холодную банку колы одним большим глотком.

Каждый нашел чем себя занять — работали в эфире, играли в домино, спали, беседовали о предстоящем развертывании станций, продолжали безуспешные попытки удить рыбу, поглощали завтраки, обеды и ужины. Наш капитан прошляпил свои трафики с Ла Пазом на морских частотах, поэтому Джон, XE2WMJ, нашел меня как-то вечером на 80-ке и попросил сделать QSY на 5 Мгц для служебной связи.

Слышно нас было хорошо, поэтому отработали XF4M/mm за время пути с более чем тысячью корреспондентов, на одном трансивере.

Созвездие Южный Крест
Снова спустилась тропическая ночь и, когда я вышел на корму, то просто обомлел от зрелища безбрежного неба, полного незнакомых созвездий. То метеорит оставлял след, то был виден спутник, пролетевший прямо над головами, хорошо было видно созвездие Южного Креста, невидимое в Северном полушарии. Над нами "открылась бездна, звезд полна", где мириады сияющих бриллиантов, казалось, высыпались из Млечного Пути, величайшего облака в небе.

Странно было находиться в месте, которое Природа приберегла для самой себя. Мы были всего лишь крошечной светящейся точкой на поверхности дышащего океана, под звездным куполом. Безразличная темнота пропускала нас через свои чертоги и тут же задергивала черный занавес. Живя в большом городе, невозможно насладиться этим зрелищем, но сделать это надо, хотя бы раз в жизни.

Позже, той же ночью случилась первая поломка — около 2 часов ночи мы остановились. В течение часа Панчо-механик, возился с мотором. На 20-ке к этому времени было тихо, и мы были, пожалуй, единственной станцией на диапазоне, отчего нас и вызывали со всех сторон — и США и Япония.

Поскольку радиостанция работала не от сети, а от батареи, пришлось сделать QRT — а вдруг понадобится работать в аварийных условиях? К счастью все обошлось и путешествие продолжилось.

Остров Сан Бенедикто. Фото: Nicko.
Капитан пошел отдыхать, и поставил за штурвал одного из членов команды, а так как тот благополучно заснул тоже, то мы отклонились от курса на 3-4 часа. Утром увидели вулканический остров Сан-Бенедикто, из группы островов Ревилья Хихедо. На нем было бы хорошо высадиться — новая территория для IOTA, оттуда никто никогда не работал — но мы и так опаздывали.

Сокорро появился в дымке через пару часов, потом пропал, затем снова появился и стал медленно приближаться.

Внезапно, уже вблизи острова — вторая поломка двигателя, из трубы повалила сажа, мы замедлили ход и остановились. Пробился какой-то трубопровод, надо было его заклеить эпоксидной смолой, но у нас ее не было, и Панчо-механик, чего-то помудрив, снова запустил мотор, однако шли уже на половинном ходу.

Остров Сокорро — тоже вулканического происхождения. Он возвышается на 4 километра над океанским дном и еще на километр — над водой, в самой своей высокой точке. Вулкан на острове ожил несколько лет назад, заставив эвакуировать персонал базы и их семьи.

Покатые холмы острова поросли ярко-зеленой травой и папоротниками. На местах недавних извержений — груды камней и земли без признаков растительности. Я насчитал 6-7 цветных слоев в скалах — видимо, в разные времена выбросы тоже различные, и это только над водой, а что там, внизу?

В одном живописном месте поток лавы, словно толстый и длинный китайский дракон, пытавшийся выпить океан, навсегда окаменел в своем движении. Вода и ветер превратили каменные уступы на побережье в причудливые силуэты, наподобие египетских. По скалам прыгали дикие рыжие козы (их сюда давно завезли) и щипали траву.

Пыхтя, наш корабль все же вполз в бухту и бросил якорь. На скалах бухты белой краской были написаны имена, номера и символы кораблей, побывавших на острове. Радиолюбители были тоже не забыты — здесь нашлись XF4L, XF4B, XF4CI и, наверное, другие.

QSL-ки из архивов Марти, 9H9BH, и Hamgallery
На берегу поднялась суета, приехал джип, собрались военные, спустили лодку. На борт к нам поднялся морской офицер, а с ним двое военных моряков с автоматами.

Убедившись, что на борту все в порядке, ознакомившись с бумагами и побеседовав с капитаном, он пригласил Виктора, XE1VIC, на встречу с контр-адмиралом г-ном Зетиной, командующим базой. Виктор убыл, провожаемый нашими криками: "Отдайте Витю, мы все простим!" — нам просто необходима была разрядка после долгого плавания. Беспокоило нас и то, что командующий мог не дать нам права на высадку в надвигающихся сумерках, но этого не произошло.

Военный гарнизон на острове Сокорро в 2018. Фото: Google.
Виктор вернулся и сообщил, что дано добро. Наши вещи были живо погружены в две моторные лодки и через несколько минут мы были уже у причала. К бочкам с бензином привязали веревки и до берега тащили по воде.

На пристани дежурный офицер тщательно изучил содержимое нашего багажа — на остров не разрешается привозить огнестрельное оружие и спиртное.

Позже нас и наши пожитки погрузили в мощные дизельные грузовики повышенной проходимости (строили их в 70-х годах американцы, для Вьетнама) и повезли. В Нью-Йорке и в Москве тамошние дороги можно оценить нижней частью тела по толчкам и ухабам. Однако они покажутся шоссе высшего класса по сравнению с тем, что нам пришлось испытать. На этом пути нас так кидало и швыряло, что можно было заработать синяки, шишки и даже болезни, о которых в приличном обществе не упоминают.

Красный сухопутный краб. Фото: Zoopicture.
В какой-то момент наш грузовик потерял сцепление и стал соскальзывать с дороги, пока водитель не взял ситуацию под контроль. Приходилось внезапно пригибаться, дабы избежать ударов ветками деревьев. На свет фар на дорогу вылезло значительное количество красных сухопутных крабов, которые поднимали клешни над головой и принимали воинственные позы.

Часовая поездка завершилась на холмах, около заброшенной радиолокационной станции. Обе ее комнатенки были вымыты, нам даже доставили раскладушки и столы.

Мы сначала запустили генераторы, потом возвели тент, повесили гирлянды ламп, повесили 80-метровый диполь. Андрею было предоставлено почетное право первого QSO — им оказался I4IKW.

Итак, 26 октября, 1994 года, в 05:22 GMT, экспедиция XF4M началa работу.

XF4M — коллективная фотография участников. Слева направо — Эд, NT2X; Ричард, XE1IIR; Андрей, UA3AB; Франк, AH0W (silent key); Виктор ("Витёк"), XE1VIC; Альфонсо, XE1ILH; Игорь, RA3AUU. Фото из архива Эдуарда, NT2X.
Чуть позже Франк с Андреем поставили GP на 40/80 метров, и к утру Андрей уже молотил японцев на 40-ке. Утром подняли волновые каналы на 10-15-20, WARC и 2-х элементный на 40 метров. Диполь на 80-ку перевесили, добавили еще один на 160, в преддверии контеста.

Место у нас было просто шикарное — 500 метров над уровнем моря, на холме, с открытой на 260 градусов панорамой океана и остров Сан-Бенедикто в далекой перспективе. За такое место любой контестмен должен был бы отдать полжизни!

США, Япония и Европа уместились между 320 и 40 градусами на азимутальной проекции, поэтому особенно вертеть антенну не приходилось. Вместо моторов антенны поворачивали за веревки.

Когда очень долго живешь на одном месте, то привыкаешь к прохождению, знаешь — что можно и чего нельзя услышать в данное время суток. Сменить прохождение сложно, зато можно сменить QTH!

Вид на лагерь XF4MФото из архива Эдуарда, NT2X.
На Сокорро у всех нас горели глаза — ого, 9M8 и VR6 вызывают нас на 40-ке, или ZK2 на 75 метрах, которого даже слышно (попробуйте услышать из Нью-Йорка!).

Андрей, UA3AB, начал поговаривать уж, что, вот, надо бросать Москву, бизнес и квартиру, и переселяться на Сокорро, чтобы гонять редких "дэхов". Игорь, RA3AUU, правда, такого не говорил (у него на носу была свадьба), но и по его лицу постоянно блуждала "улыбка сумасшедшего радиолюбителя". Да и кто из нас мог устоять перед бездонным пайлапом японских станций на 40 метрах?

Удовольствие необыкновенное, и ничего что до ближайшего холодного душа час нелегкого пути, что в туалете нет проточной воды, что заедали мухи и пища была простая, днем жарко, а ночью очень даже прохладно! Зато нас зовут со всех сторон сотни станций и всем им очень нужно попасть на страницы нашего аппаратного журнала.

Андрей с Игорем занялись утренней и дневной работой в эфире; Франк, Рикардо и Альфонсо уделили много времени WARC-ам, а Виктор и я заделались ночными совами. Кстати, Франк умудрился провести какое-то количество связей через RS-12, чем очень гордился.

Лагерь XF4M на вершине холма, вокруг на 270° — только океан.
Фото из архива Эдуарда, NT2X.
Наша "яга" на 40 метров работала отлично, и европейцы пробивались даже через стенку американских станций. Американцы атаковали; японцы никак не могли насытиться с полуночи до 10 утра местного времени. Открыл для себя, как же много станций работает в эфире из 6-ого района США — в Нью-Йорке их просто не слыхать!

В октябре на Сокорро очень интересное низкочастотное прохождение — можно долго после восхода солнца работать со станциями Тихого океана, Азии и даже Ближнего Востока — по длинному пути, на 80 метрах. Под утро звало много слабых JA — их приходилось тянуть буква за буквой, цифра за цифрой, пока не подтверждали QSO, тогда переходил к следующему.

Вечером на 3.8 МГц прекрасно проходили европейцы, почти без помех. Франку удавались связи с Азией на 10 МГц, на одном лишь трансивере, по многу часов кряду. Как ни странно, но обнаружилось огромное количество станций Мексики, которое нас непрерывно вызывали. Дело тут, скорее всего, не в прохождении, а в языковом барьере — обычно мы не слушаем их, а они не вызывают нас.

Виктор, Рикардо и Альфонсо работали с Центральной и Южной Америкой, и с Карибским морем. Связи велись на английском, испанском, французском, русском, итальянском и финском языках. Скорости работы доходили до 220-250 связей в час на SSB и до 120-180 — в CW. Особенно в телеграфе отличался Игорь, переваривая любой объем станций с завидным постоянством.

XF4M — работа в эфире из палатки. Слева направо — Андрей, UA3AB; Виктор, XE1VIC; Франк AH0W/OH2LVG (silent key). 
Фото из архива Эдуарда, NT2X.
Смешные эпизоды с нами тоже случались. Когда Виктора кто-то по эфиру спросил, нравиться ли ему на Сокорро, он, осатаневший от жары и мух, крикнул в микрофон: "Тут вам не Хилтон!"

Один японский коротковолновик нас повеселил, пригласив поработать на 28 МГц телетайпом — это единственное QSO, которого ему недоставало до полного счастья. Еще мы категорически отказывались передавать по буквам название нашей группы островов.

Ночью становилось весьма прохладно, надо было натягивать свитера. Из-за понижения температуры влага конденсировалась на потолке тента и с порывами ветра проливалась на нас, аппаратуру и бумаги. Мы ворчали: "Вот дурацкое место — снаружи ни капли дождя, зато внутри льет как из ведра". В тенте было полно комаров, надоедливых мух и мотыльков. Никакие лосьоны их не брали, зато одна раскуренная Виктором сигара выметала подчистую.

Однажды ночью, Виктор и я по ошибке залили в один из генераторов смазочного масла с излишком. Через некоторое время из генератора повалил дым, а Виктор, который бросился спасать ситуацию, сжег рукав куртки, зацепившись за горячую деталь мотора. Агрегат изрыгнул излишки масла, залив все вокруг, через какой-то вентиль. Несмотря на загубленную куртку, XE1VIC смеялся: "Генератору надоело иметь с нами дело, вот он нас и облевал!"

Питались мы галетами, консервированной рыбой, некоторым количеством овощей, хот-догами, картошкой. Пили газированную и дистиллированную воду, варили кофе. Пару раз, после захода солнца, Франк, Игорь и я отправлялись на "крабью охоту", вооружившись фонариками и плоскогубцами. Клешни крабов представляли собой настоящий деликатес, но кроме меня никто не решился их отведать.

Быстро подошло время контеста.

XF4M — вот тут мы и жили, на этой рыжей земле.
Фото из архива Эдуарда, NT2X.
Утром в пятницу мы были приглашены к командующему на прием. За нами прислали грузовик. Встреча прошла в весьма дружеской обстановке. Виктор сказал речь, а затем вручил командующему вымпелы Федерации Радиолюбителей Мексики, тельняшку с позывным XF4M. Привезенные российскими операторами значки и шоколадные конфеты были тоже с энтузиазмом приняты.

Жаждущие радиолюбители за время официального приема, вероятно, выпили все запасы прохладительных напитков базы. Командующий преподнес нам островные сувениры — вулканические каплевидные камни "lacrima".

XF4M — первая экспедиция, работавшая с Ревилья Хихедо во время крупных международных соревнований. В CQ WW мы участвовали в категории Multi-Single, несколько операторов — один передатчик.

Сразу начались неприятности — отказал TS-850, Андрею пришлось его полностью разбирать, пропаивать какие-то контакты. Контестовая программа CT была загружена на два компьютера, но к концу теста они как-то рассинхронизировались.

Игорь открыл работу на 15 метрах, работая большей частью с американцами и японцами, согнал со своей частоты BY (неплохо!) и обрабатывал pile-up изо всех сил.

Был момент, когда его темп достиг 620 QSO/час. С североамериканскими станциями работать было легко. С японцами — тоже, но они не отвечают сразу, если ошибся хотя бы одной буквой в позывном, а это замедляет темп работы.

Прохождение нас не баловало — на 20-ке с Европой удались считанные связи. Мы с завистью слушали работу FR5DX и станций Карибского моря — они гоняли Европу на 10-ке, а мы только облизывались.

Пока Игорь работал с очень большой скоростью, выстреливая "XF4M" и "59 6", кто-то порекомендовал замедлить "ваш компьютерный синтезатор голоса", от чего все мы просто покатились со смеху!

Результаты CQ WW SSB контеста 1994 года
Было удивительно приятно работать с KC6V85P299M6 и DU1 — все они позвали нас сами на 28 МГц. К сожалению, мало связей было проведено с Россией. Контест завершили с 5895 связями, 135 зонами и 346 множителями, конечный результат — 6.33 миллиона очков, что для нашего местонахождения было очень приличным. Всего экспедиция провела свыше 14.000 QSO за неполных 5 дней.

Когда контест завершился, часть наших антенн была уже снята и часть аппаратуры свернута. Приехали грузовики. Мы покидали это тропическое царство колючих кактусов, летучих кузнечиков, коричневой вулканической пыли, рыжих коз и храбрых красных крабов.

Обратно, к ежедневным заботам и жизням, но каждый из нас увозил в своем сердце кусочек приключения и теплых воспоминаний о прекрасном и диком острове Сокорро. Или, по крайней, мере, мы так думали.

Берега острова Сокорро. Фото: Google.
Перед самым отплытием офицер с базы поинтересовался у нас, где именно на стене бухты мы бы хотели увековечить позывной экспедиции? Место мы тут же указали.

Вернувшись на корабль, обнаружили, что воды в кранах по-прежнему нет, но все так устали, что поев, быстро отправились спать. Горе-команда еще час выбирала якорь. Этой ночью за радио никто сидеть не собирался.

Пробуждение мое было внезапным. Бум, бум! Было около двух часов ночи, и когда я открыл глаза, то увидел в небе медленно догорающую красную ракету. Механик Панчо убирал ракетницу. Черт побери, что происходит?

Корабль качался на волнах, но поступательного движения не наблюдалось. На капитанском мостике Виктор и наш бравый капитан о чем-то раздраженно разговаривали. "Эд, двигателю — каюк!". Позвольте, это как это? В это трудно было поверить — одни, посреди моря, без двигателя и даже без перспектив его починки.

Капитан наш оставил штурвал, Панчо еще поковырялся с мотором, а остальная команда даже не проснулась. Спасением предстояло заниматься нам самим. Страха не было — море спокойное — однако надо было немедленно что-то делать. Вызовы "Mayday" на испанском на основных морских частотах ничьего внимания не привлекли.

Тогда я взял микрофон и пошел по диапазонам, в поисках каких-то станций в США или Мексике, которые реально могли нам помочь. На 75 метрах нашел несколько W5 и W7, ведущих длинные неторопливые беседы. "На частоте NT2X/mm, просит помощи, кто принимает, прошу ответить".

Пришлось позвать несколько раз, пока на меня обратили внимание. Гарри, K8RIQ, из штата Аризона меня принимал хорошо и позвонил в Береговую Охрану США (USCG), в г. Сан Диего, в Калифорнии.

Эдуард, NT2X, во время работы UA3A/NT2X
из квартиры Игоря, RA3AUU, в Москве,
во время путча в августе 1991-го, 
за три года до экспедиции XF4M 
Те, расспросив подробности о судне, владельце, команде и пассажирах, перевели меня на морскую частоту. Там оператор Береговой Охраны выяснял, есть ли у нас средства спасения и не требуется ли нам немедленная эвакуация.

Узнав, что нет, попросил подождать, и через некоторое время привел на частоту некоего Роя, который ведет трафики на 40-ка метрах для судов и яхт региона. Там Рой работал позывным XE2/WP2F.

Пригласив нас включиться в Net утром, если нам будет нужна помощь, он удалился, а оператор USCG попросил побыть на частоте. Минут через 20 на частоте появилась громкая станция, но не на той боковой полосе, что и я.

Оказалось, что USCG по своим каналам вышла на центр связи острова, подтвердила у них, что мы действительно те, за кого себя выдаем и пригласила их на частоту. Дежурный офицер пообещал нам спасательную лодку утром, с механиком и запчастями для ремонта.

USCG оператор сообщил нам также, что они связались с владельцем судна, мистером Велезом и с Джоном, XE2WMJ.

Когда взошло солнце, мы обнаружили, что дрейфуем примерно на том же месте, где случилась вторая поломка двигателя. Обсудив ситуацию между собой, решили, что надо вернуться на остров как можно скорее и оттуда искать путей домой.

Болтаться на милости волн не хотелось никому, слишком мы долго уже испытывали судьбу. Моторная лодка со спасателями прибыла около 9 утра. Поскольку из бухты нас было не видать, небольшая группа моряков была отряжена на вершину холма, откуда они направляли моторку в нашу сторону по радио.

Поломка двигателя застала нас примерно в 10 морских милях от острова, и было страшно подумать, что могло произойти, если бы мы успели отойти от острова подальше.

Ремонт двигателя не удался. Спасатели забрали Игоря, Андрея и Виктора вместе с минимумом личных вещей. Ощущение было не из приятных. Спасут ли нас, увидим ли мы снова наших друзей, как будем добираться до Ла Паза?

Драма иного рода разыгрывалась в то же самое время в эфире. Франк пытался убедить Велеза прислать за нами самолет (разговор шел через Джона, который был в эфире и одновременно беседовал с Велезом по телефону).

Велез не хотел тратить деньги, а хотел получить свое судно обратно с минимальными затратами. На команду и пассажиров ему было наплевать. Другого судна у него не было, а за самолет платить было жалко. Он попытался заставить нас заплатить полцены за самолет, но зато он смог бы прислать механика на самолете для ремонта двигателя. Виктор, когда мы ему это сообщили, был вне себя от ярости. Все переговоры происходили на морских коротковолновых и УКВ частотах. Что только тут не говорилось за это время и какие только фразы и обороты не летали взад-вперед.

Мне удалась еще одна связь со станцией в Калифорнии, которая уведомила USCG о нашей эвакуации с судна. Поняв, что от Велеза мы ничего не добьемся, решили предпринимать свои собственные шаги, как только попадем на берег.

Вторая моторная лодка прибыла за нами около трех часов дня. Нам удалось погрузить остаток наших вещей, так как мы были совершенно уверены, что иначе нам их не видать, как своих ушей. Команде корабля мы оставили все наши продукты и запасы питьевой воды.

Бухта острова Сокорро. Фото: Google.
Возвращение на остров заняло около двух часов, и как мы были рады вновь увидеть знакомую гавань! На скале УЖЕ белел свеженаписанный позывной XF4M — что и говорить, у военных все быстро! Мы вероятно, единственные иностранцы, которые побывали на Сокорро дважды. Нас отвезли в армейские бараки, где мы и прожили последующие несколько дней.

Командующий разрешил Виктору пользоваться передатчиком в центре связи.

Мы попытались найти самолет, который забрал бы нас с острова. Командующий заранее разрешал такому самолету приземление на острове (посадочная полоса была в полном порядке). Однако, 1-ое и 2-ое ноября в Мексике — праздники, все было закрыто. К тому же нам нужен был не 2-местный, а 7-местный, да плюс с нами было 250 кг багажа.

Мексиканские радиолюбители, с которыми постоянно поддерживал связь Виктор, делали все возможное, чтобы такой самолет найти. Было привлечено свыше 50 человек, которые днем и ночью дежурили в эфире, звонили по всей стране (а в Мексике это дорого). Наша сага даже просочилась в мексиканские газеты.

Остров Сокорро на снимке из космоса. Фото: Острова мира.
XE2JNE, XE2VMM, XE2EAA, XE2HOQ, XE1IK, члены Мексиканской Аварийной Сети были задействованы в нашем вызволении. Они даже предложили собрать деньги на самолет. Нелли, XE1CI, позвонила в США и сообщила нашим близким, что с нами все в порядке.

Каждый час или два Виктор заходил в центр связи на трафики с друзьями. Несколько раз казалось, что самолет уже найден, но затем все срывалось.

Один пилот внезапно отказался лететь — ему сказали, что на Сокорро опасно садиться. Другому самолету отказали в праве на полет — у него не было спасательного инвентаря для полета на остров. Еще один самолет оказался слишком большим и за его полет запросили слишком большую сумму. На остров пустили бы только мексиканский самолет, поэтому на США рассчитывать не приходилось.

Фото: Emigrados
Наконец, командующий сам нашел выход. Видя, что все наши попытки найти самолет ни к чему не привели, он договорился с региональным командованием о присылке за нами военного самолета с базы в Ла Пазе. Запрос был переправлен по факсу в Министерство Военно-Морского Флота Мексики, где добро было получено менее чем за час.

Самолет прибыл за нами 3 часа спустя, а еще через 2 часа мы уже стояли в окружении улыбающихся лиц наших лапазских друзей! Если бы не они и не Радиолюбительство, где бы мы сейчас были?

Интересно, что экипаж военного самолета изъявил желание стать радиолюбителями, мы обещали прислать им материалы для сдачи экзаменов.

"Сокорро" по-испански означает "спасение, помощь". Ее нам оказали по большому счету. Но мы получили больше, чем помощь — мы подружились с новыми людьми, путешествовали по морям-океанам, высаживались на далеком вулканическом острове, работали с DX и в соревнованиях, узнали, на что каждый из нас способен в критических ситуациях. Мы стали свидетелями корыстного эгоизма некоторых и бескорыстной дружбы многих.

В нашем хобби мы никогда не одиноки, не правда ли?


Позывным XF4M работали: XE1VIC, AH0W/OH2LVG, XE1ILH, XE1IIR, UA3AB, RA3AUU, NT2X.

Помощь в организации экспедиции XF4M была оказана следующими лицами и организациями:
XE1O, XE1OIA, XE1IHT, KE7LZ, AA7QY, HRO Phoenix, WA7LNW, RZ3AZO, RU3FM, WA2NZA, Unicom-UTC Moscow, KF2KT, RA3NH/N2ZAK, INDEXA, NCDXF, XE2JNE, XE2VMM, XE2EAA, XE2HOQ, XE2FRG, XE1IK, XE1CI, Colorado Family, Chicken Power Club, RSRCI, KB2QIZ, KB2KWN, Anna Sherman, Moscow DX Club, Dateline Intl, Inc. Hoteles Aristos, Radioexperimentadores de BCS, Mexico Emergency Net, FMRE, FMAD, Jose and Julian Abed, Ing. Marino Aguayo, Consul Nicolas Escalante (Mexican Consulate, Phoenix), Vice-Admiral Alejandro Maldonado Mendoza (Mexican Navy), Contralmirante Martin Fernandez Zetina (Socorro Base Commander), Captain Jose Raphael Ojeda Duran (Socorro Second Commander), Captain Faustino Jimenez Lopez (Socorro Chief of Services), гарнизон острова Сокорро.

Выражаем нашу черную неблагодарность: Габриэлю Вальдезу, XE2GV/XE2Z/6E2Z; Густаво Велезу, владельцу "Фелипе Ангелес"; Baja Expeditions (San Diego, CA).

Нью-Йорк, 1 декабря 1994
- - -

Подготовка публикации: Лилия Васильева, EW7L. Расшифровка архивного текста и борьба с кодировкой 25-летней давности: Александр Привалов. Логистика: Олег Ашмаров, K0TF. В статье использваны фотогафии из архива автора - Эдуарда Крицкого, NT2X.

Print Friendly and PDF

6 комментариев:

  1. Вот, Эдик, ты пишешь, что по дороге на Сокорро "каждый нашел чем себя занять... — играли в домино..." А вот кто именно из команды предавался этому увлекательнейшему занятию в тот момент?
    Неужели RA3AUU и UA3AB?
    А на что играли?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ой, сейчас уже и не вспомнить. Но точно играли не на деньги и не на последние "шляпу и подтяжки". Надо было чем-то себя занять в пространстве, где никаких развлечений не было. Вокруг была лишь безбрежная морская синь, ветер и пекучее солнце над головой.

      Удалить
  2. Виктор Мартинез, XE2VMM, silent key 15.01.2019

    ОтветитьУдалить
  3. Me da un enorme gusto saber de ustedes después de tantos años.
    Como olvidar esa odisea que vivieron tan terrible por causa del horrible barco. Nunca entendí porque habían contratado ese barco tan lejos de la paz o de cabo san luxas donde había barcos mucho mejor y mas baratos, a mi como funcionario en ese entonces del ministerio de comunicaciones de México, me dio mucha pena con ustedes.

    Yo sigo activo en el radio, en el 2013 opere indicativo 4A2i, hice 65,000 contacto yo solo,
    En el 2018 festeje mis 50 años como ham, opere 6D50i, en Octubre-Noviembre, hice cerca de 30,000qso´s.
    Hice isla Margarita como XF1M, (dos operadores) Isla San Francisco XF1F, 3 operadores, Isla Partida XF1P tres operadores, Isla Magdalenas 3 operadores....entre otras.

    Todos estos indicativos estan en QRZ.COM. los pueden ver ahi.

    GRACIAS POR TODO Y GRACIAS POR ESCRIBIRME, GRACIAS POR INTEGRARNOS EN SU PAGINA INFORMATIVA.

    POR FAVOR SALUDOS PARA TODOSY SEPAN QUE EN LA PAZ SIGUEN TENIENDO BUENOS AMIGO... SIEMPRE SE LES RECUERDA, PUES NO OLVIDAMOS TODOS LOS PROBLEMAS POR LOS QUE PASARON, FUE UNA ESCUELA PARA NOSOTROS, SIEMPRE QUE ESTAMOS EN UNA ISLA LOS RECORDAMOS A USTEDES.

    SALUDOS Y FUERTE ABRAZO.
    J. FÈLIX NÙÑEZ ENCISO
    XE2I (www.xe2india.com)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Феликс прочел статью с помощью Google Translate, на испанском, остался доволен.

      Выше он пишет, что очень рад, через столько лет, все это прочесть. И что до сих пор не может понять, зачем команда зафрахтовала именно то судно, доставившее столько проблем, в то время как за те же деньги, а то и дешевле можно было взять нормальное судно в Ла Пазе или Сан Лукасе, тем более, что он тогда работал каким-то большим чиновником в Министерстве связи Мексики, и мог поспособствовать.

      Дальше пишет, что по-прежнему активен в эфире, в 2013-м работал как 4A2I, сделал 65.000 QSO, а на 50 своих лет в эфире получил позывной 6D50I, и в октябре-ноябре 2018-го сделал 30.000 QSO.

      Ездит по островам вместе с другими ребятами: XF1M (остров Маргарита), XF1F (остров Сан Франциско), XF1P (остров Портида), остров Магдаленас.

      Благодарит ‒ Эдик, тебя ‒ за статью, и за память, просит передать привет всем участникам экспедиции XF4M, и помнить, что в Ла Пазе у вас есть хороший друг.

      Удалить

Пожалуйста, указывайте свое имя и позывной.