пятница, 7 августа 2020 г.

E44RU: Рождественская экспедиция в Палестину

автор: Василий Суханов, RA1ZZ 

Грядет новый 2020 год, а вместе с ним и Рождественские каникулы. Было большое желание не только отметить наступление нового года и хорошенько отдохнуть, но и провести время с пользой с точки зрения радио.

Для крупномасштабной экспедиции 10 дней, конечно, маловато, но для Палестины - в самый раз. Тем более в Рождество! Отметить этот православный праздник на родине Христа – очень символично.

Приступаем к поиску жилья для аренды, делаем заявки на оформление радиолюбительских лицензий, готовим оборудование.

В Палестину можно попасть только через Израиль. Учитывая очень недружественные отношения Израиля и Ирана, где мы были два года назад, есть вероятность, что могут возникнуть проблемы при въезде в страну. К тому же, в ближайших планах было вновь посещение Исламской республики Иран. Мы выяснили, что по прилету в Израиль в паспортах не делают никаких отметок, а просто печатают вкладыш, что, несомненно, очень хорошо для нас. Но у меня в паспорте есть какая-то надпись на фарси, которую сделали на таможне в Иране, что могло послужить поводом пристального внимания таможенников к моей персоне и багажу.

Посовещавшись на семейном круглом столе, принимаю волевое решение впервые взять с собой в экспедицию жену и 3-х летнюю дочку. Пора хоть разок провести отпуск вместе. Крайний раз это было еще до рождения дочери. Все-таки Рождество – это семейный праздник. К тому же будет возможность взять как минимум одно дополнительное место багажа и одно место ручной клади в самолет под аппаратуру. Таня владеет разговорным английским и хорошо ориентируется в незнакомых городах.

Минусы – мне наверняка придется постоянно отвлекаться на них и решать возникающие проблемы. Есть определенные риски. А еще - цели посещения Палестины у нее и меня кардинально разнятся. Возможно, мы даже будем редко видеться, так как я планирую работать в эфире в основном в ночную смену, и после отсыпаться до вечера. Но самый большой минус это то, что стоимость моего путешествия умножается на три.

После того, как определились с составом команды, приступили к поиску места базирования. Найти подходящее жилье в Палестине оказалось не так-то просто. Под подходящим подразумевалось жилье на окраине города, а в идеале - за городом (частный сектор). Нам необходима отдельная комната под шек, номер для отдыха, номер для жены с ребенком. Высоких строений и гор рядом быть не должно, местность должна быть открытая.

Было несколько хороших вариантов недалеко от Мертвого моря, но, к сожалению, от них пришлось отказаться, так как эта местность находится на высоте минус 350 метров над уровнем моря, и со стороны северо-запада высокие горы, а это для нас основное направления и жертвовать им мы не могли. Некоторые варианты нам не подходили по причине нежелания хозяев видеть на их участке антенны. В некоторых случаях нас не устраивала стоимость. В конечном итоге, просмотрев абсолютно все варианты на известных сайтах по аренде жилья, мы не нашли ничего, что бы на 100% удовлетворяло нашим требованиям.

В конце концов, мы остановились на проверенном варианте Auberg-Inn в пригороде Иерихона, который предложили нам немцы. Они использовали этот QTH несколько лет назад во время своей экспедиции E44QX.

Преимущество было в том, что хозяева отеля знали, кто такие радиолюбители, и не удивлялись таким вопросам, как есть ли выход на крышу, какое напряжение в сети, и т.д. Также немцы сказали, что уровень помех на этом QTH невысокий, есть место под антенны, и даже можно растянуть беверидж.

Смущало то, что последний раз они были там несколько лет назад, и ситуация могла измениться. Также на фото отеля мы видим фуникулер недалеко от нашего QTH, значит рядом есть гора, но саму гору на фото не обнаруживаем.

Выбираем «синицу в руках», то есть, далеко не идеальный вариант в плане близости к центру города и очень высокой стоимости жилья. Бронируем отдельно стоящий однокомнатный домик для шека, 2-х местный номер в большом гостевом доме для нас с женой и дочкой и трехместный номер для остальных, чтобы было куда прийти отдохнуть после вахты в эфире.

Вид на фуникулер с нашего QTH
На этот раз в команде: Василий, R7AL; Леонид, RW9JZ; Василий, RA1ZZ и Николай, R5EC, для которого это первая экспедиция и первый выезд за границу. К сожалению, в этот раз нет нашего Пантелеича, RK8A, но неожиданно, перед самим стартом экспедиции узнаем, что к нам сможет присоединиться Виктор, UR8IF, правда на два дня позже нашего прилета в страну.

Начинаем готовить оборудование. Основная нагрузка по аппаратуре и антеннам ложится на Леонида, RW9JZ. Чтобы немного разгрузить себя, он отправляет часть оборудования транспортной компанией в адрес Николая, R5EC, который должен привезти это все в аэропорт.

Как всегда, разрешенных к провозу килограммов багажа не хватает, а хочется взять антенны на все диапазоны, три или четыре комплекта аппаратуры, и много кабеля, чтобы как можно дальше разнести эти антенны. За счет билетов дочки и жены мы имеем возможность взять минимум одно дополнительное место багажа 30 кг и два места ручной клади, плюс Леонид покупает себе дополнительное место багажа, но все равно, этого явно мало.

В итоге останавливаемся на варианте - четыре трансивера и два усилителя (два других места предполагалось использовать в цифре без РА). Берем антенны на все диапазоны, в том числе две приемных – беверидж и флаг.

Время бежит неумолимо, – отгремели новогодние салюты, выпито шампанское, и вот уже настал тот самый волнующий день вылета – 5 января 2020 года. Вроде все, или почти все готово, но в душе тревога.

До аэропорта, в целях экономии, едем из Обнинска на электричке. Жена везет на коляске ребенка и за плечами несет рюкзак с их ручной кладью. На мне чемодан 30 кг, сумка с железом 20 кг, рюкзак с трансивером и ноутбук. Пот льется ручьем. Но ничего страшного, время еще есть, а дополнительная тренировка с нагрузкой не помешает.

В электричке
В аэропорту встречаемся с Николаем, R5EC и переупаковываем наши вещи, чтобы вес каждого места багажа не превышал разрешенный. Молодцы конечно Turkish Airlines, что увеличивают лимит на своих рейсах до 30 кг. Плюс еще два места ручной клади можно взять с собой – просто супер!

При помощи скотча и стрейч-пленки скручиваем с R5EC две наших сумки вместе. Ручные весы помогают точно определить вес. Счет идет на сотни грамм. Одно место багажа с двумя мачтами «Spider beam» 18 м у нас негабаритное, но я надеюсь, что с нас не потребуют дополнительной платы. Действительно, без проблем проходим регистрацию и с кучей ручной клади идем на посадку. Радиоаппаратура сильного интереса у таможенников не вызывает.

Видимо, по причине того, что на регистрации меня с женой и ребенком не смогли посадить вместе, в самолете нас пересаживают в бизнес класс. Круто, я впервые лечу в бизнес классе! Наш лайнер взмывает в небо, мы на позитиве и в предвкушении интересного путешествия.

За полночь короткая пересадка в Стамбуле. Проходим пограничный контроль и идем на посадку до Тель-Авива. Пока все гладко. Удается даже часок подремать в самолете.

Тель-Авив нас встречает огромной очередью на паспортном контроле. Тут и там слышна русская речь. Рядом с нами в очереди к соседнему окну стоит православный батюшка и громко беседует с кем-то на русском.

Я решил, что он либо из Иерихона, либо из Иерусалима и подошел к нему поинтересоваться на счет того, как лучше добраться до Палестинской территории, потому что перед вылетом мы так и не смогли до конца разобраться, можно ли на арендованной машине въезжать в Палестину и есть ли возможность взять такси в Тель-Авиве до Иерихона. А может есть еще какие-нибудь варианты? Батюшка сказал, что границу можно пересекать без проблем, хоть на машине, хоть пешком, но израильтяне категорически избегают поездок на территорию Палестины, даже таксисты.


Справа от нас по отдельному коридору проходит «границу» большая семья из 10-и человек: взрослые, дети, пожилые. Их встречают несколько человек с плакатами «добро пожаловать домой», и это явно не их родственники. Кто-то стоящий рядом подхватил возникший в моей голове вопрос и вслух прокомментировал на русском, что это семья, которая нашла еврейские корни, при помощи специального агентства получила гражданство и переезжает на ПМЖ. Видимо, оно того стоило.

RW9JZ и R7AL прилетели чуть раньше и уже ждут нас на выходе. Мы подключились к местному Wi-Fi и обмениваемся сообщениями между собой. Отстояв очередь к паспортному контролю и получив заветные розовые квитки – визы, идем получать наш багаж.

Тележки в аэропорту Тель-Авива оказались платными, стоимость в районе 300 рублей. Мне показалось слишком накладно платить за две тележки, но одну все же пришлось взять, так как в руках огромную кучу вещей было не унести.

Сложив все сумки и ручную кладь на тележку, двигаемся с R5EC к выходу, оставив Таню с ребенком охранять две больших коробки с мачтами и антеннами, так как сразу все мы утащить не смогли.

Тут нами была допущена досадная ошибка, которая, возможно, главным образом изменила дальнейший ход событий.

Дойдя до зеленого коридора, я остановился, чтобы выгрузить вещи с тележки и вернуться за большими коробками с мачтами. Один из таможенников, заметив меня, стал кричать «go-go-go» и жестикулировать в сторону выхода. Мол, проходите, не задерживайте движение. Действительно, остановившись, мы создали небольшую преграду на пути людей, спешивших покинуть аэропорт. Без задней мысли, следуя указания таможенника, мы пошли дальше к выходу, покинув зону досмотра.

Встретившись с ребятами, оставляю им тележку с нашими вещами, а сам иду обратно в зону получения багажа за мачтами и за супругой с дочкой. Точнее, пытаюсь пройти, но меня туда не пускают. Пробую объяснить, что там осталась жена, которая не сможет утащить на себе 60 кг и ребенка, но секьюрити категорически против этого и отправляет меня к окошку администратора.

Администратор тоже не может помочь, но указывает на телефон, по которому я могу позвонить кому-то из сотрудников таможенной зоны и спросить у них, что делать. С английским у меня так себе, но на том конце нашлась девушка, которая говорит по-русски. Я ей объясняю сложившуюся ситуацию, а она объясняет мне, что ни в коем случае нельзя было покидать зону досмотра без вещей и вход туда теперь категорически закрыт.

После продолжительного разговора в попытках выяснить, как нам поступить дальше, сотрудница соглашается пойти навстречу и помочь супруге вынести вещи. Таня тоже уже начала переживать, но я ее успокаиваю, что сейчас ее встретят и помогут с вещами, а сам иду к выходу из таможенной зоны и ищу глазами ее и дочку.

Проходит 5 минут, 10, 15, а Тани все нет. Как назло, Wi-Fi стал постоянно отключаться, и связь с ней пропала. И вот через какое-то время от нее приходит очень печальное сообщение. Оказывается, сотрудница таможни, как и договаривались, нашла Таню, взяла тележку, и они вдвоем закинули на нее две коробки с антеннами. Потом пошли к выходу, при этом Таня везла на коляске ребенка, а сотрудница тележку с вещами, чем привлекла внимание бдительных таможенников. Далее произошел диалог между Таней и таможенником на тему «что в черном ящике». Таня хоть и имела представление о содержимом ящиков, но весьма посредственное, и отношения к этому не имела.

Решив, что Таня контрабандой пытается ввезти товар в страну, таможенники гордо составили акт, описали имущество и отправили его на штраф–склад. Никакие уговоры пустить супруга, владельца этих вещей, не помогли, в том числе аудио записи с объяснениями, которые мы отсылали Тане по телефону. Все это время мы с R7AL бились в попытках как-то прорваться к терминалу и объяснить предназначение мачт и антенн, но все попытки были тщетными. В итоге встречаем Таню с листком в руке с описью оборудования, с телефоном склада и временем работы.


Звоним Руслану, 4Z5LA и просим помочь в этой непонятной ситуации. Руслан идет навстречу, и уже через 30 минут мы встречаемся с ним в аэропорту. Теперь уже втроем бегаем от одного окошка к другому, Руслан эмоционально беседует то с одним сотрудником аэропорта, то с другим, в итоге нам удается добраться до одного из таможенников, но он нам сообщает, что оборудование уже отвезли на другой склад, и завтра мы можем попробовать его забрать. Пытаемся дозвониться до склада, но увы, время работы этой конторы до 14-00, а сейчас уже третий час.

Приходит понимание в какой глубокой яме мы оказались… Без антенн нам нечего делать в Палестине, так как все мачты и большая часть антенн находятся в этих коробках, а также часть кабеля, противовесы, удлинители и другие нужные вещи для работы в эфире.

Мы с Таней решаем оставаться сегодня в Тель-Авиве, хоть это совсем не входило в наши планы, и рано утром ехать на таможню за грузом. Ребята пытаются арендовать машину или заказать такси в Иерихон.

Нам сегодня просто везет! Именно в этот день таксисты решили устроить забастовку. Под дружные крики и сигналы авто они медленно наворачивают круги вокруг терминала, а потом и вовсе садятся на пол в здании аэропорта и выкрикивают какие-то лозунги.

Забастовка таксистов в аэропорту Тель-Авива
Один таксист арабской внешности вроде бы согласился отвезти нас в Палестину вопреки забастовке и табу на въезд в это государство, но и без того огромный ценник на перевозку взлетел еще выше и составил примерно 15 тысяч в пересчете на рубли (расстояние от аэропорта до Иерихона примерно 100 км).

Фирма, в которой мы заранее взяли в аренду автомобиль, как выяснилось, накануне нашего прилета обанкротилась. Деньги, которые мы уже заплатили, вернуть вроде бы можно, но они зачислятся на банковский счет не сразу. Находим другую фирму по аренде, но там выше ценник и больше залог. Перевожу R7AL деньги с карты на карту, и банк блокирует мой счет! Хотя перед поездкой звонил, предупреждал, что буду пользоваться услугами банка на территории Палестины. Вот такой вот «удачный» первый нашей день экспедиции, ключевой и решающий.

Нервы просто на пределе. Кое-как все же удается взять автомобиль в аренду. Вписываем в страховку двух водителей – Василия и Николая. Ребята грузят в машину все вещи, а мы с Таней и дочкой спускаемся в подземку и направляемся в Тель-Авив искать наш бюджетный отель, который мы забронировали на booking на одну ночь.


Ощущаем себя персонажами анекдота «дайте попить, а то так есть очень хочется, что аж переночевать негде». Телефоны разряжены, но мы все вышли на нужной нам станции метро и идем пешком вдоль проспекта, затем сворачиваем на узкую улочку, на которой расположен хостел.

Честно признаться, столицу Израиля я представлял совсем иначе. Вокруг нас снуют арабы в каких-то рваных одеждах. Кругом мусор. Очень много бродячих кошек, но при этом замечаем несколько крыс. Здания вокруг больше напоминают катакомбы. Возможно, просто район здесь такой специфический – мы же выбирали жилье подешевле, хотя и центр города недалеко. Проходим мимо небольших магазинчиков, но решаем сначала заселиться, а потом уже налегке пройтись и купить еды.

Отель находим практически сразу, хоть он совсем не примечателен и не отличается внешне от рядом стоящих жилых построек. Подходим на ресепшн, но там никого нет. Подождав минут пять и не дождавшись никого, решаем все же прогуляться дальше до магазина, и позже вернуться в отель.


К сожалению, в маленьких магазинах, находящихся рядом, не принимают банковские карты, а шекелей у нас нет. Через полчаса возвращаемся в отель, в надежде, что обслуживающий персонал уже подошел на ресепшн, но там по-прежнему никого нет.

Стали подтягиваться и другие постояльцы отеля на регистрацию. Молодая пара немцев, потом еще одна пара немцев постарше, французы, англичане… Удивило, что немцы из разных компаний не общались друг с другом. Все неместные и ни у кого нет симки, чтобы позвонить по мобильному телефону в отель, а с домашнего номера чужой страны звонить очень дорого.

Мы нашли среди объявлений на стене пароль к сети Wi-Fi и мобильные номера обслуживающего персонала. Через некоторое время удается связаться по WhatsApp с обслугой и даже выслать им фото очереди в холле. Вскоре на пороге отеля появился заспанный консьерж и приступил к регистрации постояльцев.

Пропустите нас пожалуйста, мы были первые!


Наш номер располагался на минус 1 этаже - соответственно, он без окон и кондиционера, но в остальном все в этом номере было в порядке. Да и не до комфорта нам сейчас – быстрей бы поесть да завалиться спать, чтобы завтра пораньше приехать в аэропорт. Оставляем наши вещи и идем искать супермаркет, так как маленькие магазинчики поблизости не имеют терминалов для оплаты картой. Приходится возвращаться назад к проспекту, гугл-карта нам в помощь.

Торговый центр больше напоминает восточный рынок. Продавцы почти все арабы, кругом мусор. На входе сотрудники полиции с автоматами. Несколько раз улавливаю запах травки.


Прикупив еды, решили зайти в местный кошерный Макдоналдс. Вкусно, но дорого. В целом, цены на продукты здесь отличаются от наших примерно в 2 раза в большую сторону.

Вернувшись в отель, снова подключаюсь к интернету и с сожалением не обнаруживаю сообщений от парней. Значит они еще не добрались до места, хотя по времени уже давно должны быть там. Переживаю - хоть бы ничего не случилось в дороге.

Ближе к полуночи ребята выходят на связь. Дорога получилась у них очень непростая. Навигатор вел их какими-то несуществующими дорогами, и приходилось несколько раз возвращаться назад, чтобы найти правильный путь. Хорошо хоть не было проблем на границе. Сейчас поужинают, и, если хватит сил, займутся установкой оборудования. Может какую-нибудь времянку кинут и начнут потихоньку работать, благо тонкий монтажный провод у них есть.

Подъем рано утром, завтрак и - в путь. Судя по кластеру, ребята работали ночью на 40 и 80, есть споты даже с NA континента. Эх, скорей бы забрать наши мачты и поставить нормальные антенны! Почему-то я не сомневаюсь, что сегодня это у нас получится, – настроение боевое. Пока есть интернет, договариваемся с ребятами - где мы встретимся через несколько часов. Вскоре они выезжают за нами из Иерихона.

Идем уже знакомой дорогой в сторону метро, или электрички, точно не знаю, что это. Погода хорошая. Днем, при свете солнца, город выглядит уже не так мрачно, как вчера. Крыс нет, и на улицах полно народу, не только арабов. Иногда прохожие почему-то здороваются с нами на русском, видимо, узнают земляков по роже лица :).


Через полчаса мы пребываем в знакомый нам аэропорт. Но склад, на котором хранятся наши вещи, находится в другом терминале и довольно далеко от основного. Находим нужный автобус и следуем к терминалу № 4. Прибыв в терминал, долго пытаемся выяснить, где находится таможня. Нас направляют в разные кабинеты, в итоге оказывается, что нам нужно в другое здание, расположенное за основным корпусом. Опять онлайн карты – наше спасенье, благо они могут работать без подключения к интернету, получая инфо о местонахождении со спутника. Мы находим здание офиса таможни, – надеюсь все вопросы сможем решить здесь и больше никуда ходить не придется.

Охранник на входе нас тщательно обыскивает, заставляя выложить все из карманов и разуться. После этой процедуры, потратив минут 25, мы наконец попадаем к главному таможеннику и объясняем суть нашего визита. Таможенник в курсе проблемы, он дает задание ассистенту поднять наше «дело», а сам начинает расспрашивать нас насчет оборудования. Звучат вполне логичные вопросы, касающиеся целей экспедиции, области применения наших мачт, местонахождения радиостанции, и т.д.

Четко отвечаем, как мне казалось, на все их вопросы, правда, у нас нет ни декларации на ввозимое оборудование, ни приглашения от принимающей стороны в Израиле, а только бронирование отеля на территории Палестины.

После беседы клерк отправляет нас на склад, так называемый «Mamam», чтобы составить декларацию на оборудование. С этой декларацией надо будет вернуться обратно к нему, он напишет свою резолюцию, и потом надо будет снова вернуться на склад за оборудованием. Бюрократия высшей степени, но деваться некуда. На часах 11-30, до 14-ти еще время есть, но надо поторопиться.

Как выяснилось, этот «Mamam» находится в нескольких километрах от таможни. Такси стоит минимум 600 рублей, но время дороже. Но такси довозит только до основного здания. Бегом преодолеваем территорию таможенного терминала и находим нужный корпус. Бедный ребенок, у него тоже стресс, а конца этой истории еще не видать.


Отдали наши документы в окошко и ждем, когда нас пригласят. Вокруг снуют разные люди: водители, кладовщики, работники таможни, полиция. Чувствуем себя не в своей тарелке. Что вообще мы здесь делаем? За что нам все эти испытания, ведь мы ничего плохого не сделали, законы не нарушали и заработать денег в Израиле не планировали? Больше всего обидно, что и жена с дочкой впутаны в эту историю. Бумага оформлена на нее, и все вопросы по возвращению багажа приходится решать ей.

Наконец нам предлагают пройти на склад. Точнее, предлагают жене, а мне категорически запрещают идти вместе с ней. Дурдом! Я остаюсь с дочкой в томительном ожидании Таниного возвращения.

Через час появилась Таня. На складе ее опять пристально расспрашивали о характере груза, сделали опись, и теперь надо снова бежать в офис к таможенникам, чтобы зафиксировать спецификацию. Именно бежать, потому что остается час до закрытия офиса. Я опять остаюсь с коляской, а Таня сломя голову бежит марафон в несколько километров, так как налички на такси у нас больше нет, да и самих машин поблизости тоже. Надо взять бумагу в офисе и вернуться на склад. Почему-то внутреннее чувство подсказывает, что конец этой ужасно противной истории уже близко. До этого оно меня вроде бы не подводило.


Сидеть на складе с ребенком уже невыносимо, и я немного прогуливаюсь рядом со зданием. На газоне растет декоративный апельсин с маленькими продолговатыми плодами. Как мне сказали, правильное его название – кумкват или золотой мандарин.

На часах уже 14:00, но Тани все нет. Сказать, что я сильно переживаю, – ничего не сказать. Хожу, наворачивая круги с коляской возле входа на склад. Когда стрелки часов перевалили за 14:30, я не выдержал, подошел к окошку регистратуры и попросил телефон у служащего, чтобы связаться по WhatsApp с женой.  WhatsApp у него не было, но он разрешил позвонить на телефонный номер. В трубке я услышал заплаканный голос Тани и исход этого дня был понятен. Я не стал ее утруждать подробностями – мы лишь договорились где встретиться, и я поспешил вернуть мобильный телефон владельцу.

Кактус
Я шел к терминалу аэропорта и рассуждал о несправедливости. Как же так? Мы столько усилий приложили к решению этой задачи, а у нас ничего не вышло! Нет, этого просто не может быть! Даже сейчас, когда я пишу эти строки, у меня не укладывается в голове вся абсурдность этой ситуации.

Почему таможенники протянули время до 14-и и вместо нужной нам бумаги просто поставили нас перед фактом, что на сегодня их рабочий день закончен? Почему в нужный момент мы не смогли дозвониться до Руслана, 4Z5LA? Почему для выяснения принадлежности оборудования меня не пускают, а ведут переговоры с Таней, хотя она не имеет отношения к этим вещам? Сыграло ли роль в этой истории посещение мной Ирана в позапрошлом году? Я до сих пор не получил ответа на эти вопросы и, видимо, уже не получу.

В скором времени мы встретились в здании аэропорта с Василием, R7AL и Николаем, R5EC, которые приехали за нами и за оборудованием.  Дорога сюда у них заняла опять уйму времени и опять пришлось поплутать. Многие популярные навигаторы работают некорректно на территории Палестины.

Сказать, что мы в расстройстве, значит ничего не сказать. Но, нам ничего не остается делать, как очень хорошо подготовиться к завтрашнему дню, а сегодня ехать в Иерихон.

На этот раз по итогам прошлых проб и ошибок был выбран наиболее удачный маршрут в Палестину, и спустя час, мы уже проезжаем пограничные блок-посты. Военные с автоматами стоят возле открытых шлагбаумов и не особо обращают внимание на цвет номеров автомашин (в Израиле номера желтые, а в Палестине – белые). Проезжаем то вдоль пустыни, то карабкаемся в гору, то объезжаем очередной населенный пункт.


Иногда закладывает уши от перепада давления, как в самолете. Во избежание диких штрафов, стараемся не нарушать ПДД, которые немного отличаются от российских: не разгоняемся, не останавливаемся на обочине, всех пропускаем, водителю запрещено курить – обе руки всегда на руле. Видимо, иногда проезжаем участки платной дороги, но они явно не обозначены, и значит деньги списываются автоматически с нашего депозита.

Заправляемся бензином по цене порядка 90 рублей за литр и покупаем еды на вечер, который уже давно наступил.


Первое мое знакомство с нашим QTH не прибавило позитива. Точнее, заочно мы были знакомы и ранее, но кроме радужных картинок: сада с цитрусовыми, вольером с милыми осликами и вкусным завтраком на тарелке, которые мы видели на сайте, вчера добавилось описание Василия, R7AL, а именно, отсутствие воды и туалета в номерах, отсутствие обогревателей, и главное разочарование – высокая гора метров 300 невдалеке от нас, аккурат в направлении NA. Как же так? Почему нас об этом не предупредили немцы, и куда мы смотрели, когда выбирали QTH?

Горка
Но есть конечно и положительные моменты. Имеется выход на крышу 2-х этажного (считай 3-х) гостиничного комплекса, есть место под антенны в саду, и примерно в пятидесяти метрах от шека есть пустырь размером с футбольное поле! Да, есть где развернуться, были бы антенны…

Пока нас не было, Леонид, RW9JZ соорудил еще какую-то компромиссную низколетящую антенну и при помощи тюнера настраивает ее на все диапазоны. Есть возможность работать одновременно на двух диапазонах, если это можно назвать работой. Учитывая эффективность антенн, он в основном работал в цифре.

Быстро перекусив, решаю повесить INV “V” на 80 с крыши основного корпуса. У Лёни есть бухта тонкого медно-луженого монтажного провода сечением не более 0,3 мм. Этот провод предназначался для дополнительных противовесов, но сегодня будет использован в качестве антенны. При свете фонариков вешаем с R7AL эту компромиссную антенну, и я заступаю в ночную смену в CW на 80. Второе место, которое тоже работает на этом же диапазоне в цифре, мне не мешает.

Мой комплект оборудования (трансивер Elecraft K-3, управление, ноутбук), не был обкатан до этого в боевых условиях, и оказалось, что в логгере N1MM при скорости более 20 WPM начинает сбоить передача (видимо, дело в низкой производительности лаптопа), а в TR4W при мощности выше 50 Ватт появляется наводка и рвется передача. Пока не найдено решение, приходится работать на 50 Ватт.

Но маленькая излучаемая мощность – это не самая большая проблема. Мощность мы сможем позже поднять, а вот избавиться от помехи по приему в 7 баллов будет сложнее. Надеюсь, что основной источник QRM находится непосредственно в доме, и на удаленные антенны прием будет лучше. Для беверижда я специально брал 60 метров тонкого кабеля (tnx RW3XA), который, к сожалению, находится сейчас на таможенном складе.

Первая ночь принесла 350 QSO на 80 м. Это, конечно, слезы бедного палестинца, но все равно лучше, чем ничего. Не будем же мы сидеть ждать сложа руки, пока нам отдадут антенны. Среди этих 350 - около 50 QSO с NA. Странно, что нас многие не слышали в Европе, но при этом «цепляли» американские скиммеры. Интересное прохождение, однако.

Под утро ложусь спать, надо хоть пару часов отдохнуть, потому что скоро проснется дочка и спать не даст. Накануне мы приняли решение, что на очередной дуэль с таможенниками поедет Таня в сопровождении Василия и Николая, а я останусь здесь с ребенком.

Цитрусовые в саду E44RU
Перекусив остатками завтрака, идем с дочкой разведывать территорию. Сад здесь действительно очень красивый — на ветках висят спелые плоды апельсина, лимона, грейпфрута и еще какие-то фрукты, мне не знакомые. Доходим до вольера с осликами, – ребенок счастлив.

Цитрусовые в саду E44RU
Менее чем в пятистах метрах от нас проходит фуникулёр. Кабинки то и дело поднимаются на гору, на которой расположен монастырь искушения – одна из главных достопримечательностей Иерихона. Хотя, наверное, было бы правильно сказать, что кабинки, наоборот, спускаются с храма в низину, потому что там, где мы находимся, высота примерно минус 200 метров над уровнем моря.

Погода хорошая, и, несмотря на ночной холод, днем ласково припекает солнышко, как в Подмосковье весной. Заходим домой за детскими игрушками и сладостями, и идем в шек. Леня повесил еще какую-то антенну, и теперь работает в цифре сразу с трех аппаратов на трех диапазонах.


Пока Злата (так зовут нашу дочку) игралась, Леонид мне показал мастер класс оперирования в FT8. Наука нехитрая при первом приближении – надо всего лишь «кликать» на декодированных корреспондентов, чтобы они перемещались из одного окошка в другое. Если их становится много, надо увеличивать количество потоков.

А если перестали звать, надо проверить синхронизацию времени, не сбилась ли частота, переходит ли трансивер на передачу и излучается ли мощность в антенну. Все остальное сделает робот. Как я понял, самое сложное в этой моде, это настроить аппаратуру и софт, а сам процесс прост и однообразен. И в данном случае, когда надо обслуживать сразу три диапазона и при этом заниматься с ребенком – единственно возможный вариант.


Убедившись, что я справляюсь с двумя местами в цифре, Леонид идет на 20 в телеграф и обрабатывает там классный пайлап. А после того, как уснула дочь, я меняю его за телеграфным местом и также наслаждаюсь прекрасным европейским "раном". В телеграфе, конечно, гораздо приятнее работать, чем в FT8, да и темп связей гораздо выше. Все позывные ты пропускаешь через себя, полностью присутствуешь в процессе радиосвязи, а иногда и пикнешь что-нибудь отличное от 5NN, типа 73 или EE, когда слышишь знакомые позывные.

Не знаю, что за антенну сделал Леонид (потом конечно узнал – диапазонная вертикальная дельта), но звали очень здорово и с хорошими уровнями, правда, в основном Европа. Этот факт, а также грамотно настроенные макросы (укороченный и убыстренный RST, автоматическая передача своего позывного после каждой пятой связи, автопередача позывного корреспондента после ввода 4-го знака) позволяли делать по 4-6 связей в минуту. Моя маленькая принцесса как будто нарочно пошла мне на встречу, и вместо обычного 2-х часового сна продрыхла все 4. Ну, а после ее пробуждения пришлось вновь уйти в FT8.

Настройка антенны
К сожалению, плохие вести из Тель-Авива заставили вернуться к жизни и забыть про полученное удовлетворение от работы в эфире. Таможня отказала нам в выдаче оборудования, и на этот раз их вердикт окончательный. В лучшем случае, мы сможем забрать наши антенны при вылете обратно в Россию, и то, если заплатим штраф в размере 22 тысячи рублей.

Даже Руслан не смог нам помочь сломить бюрократическую стену. Сначала таможенникам показалось, что мы везем слишком много новых мачт, которые, возможно, пойдут на продажу. Потом они требовали бумагу от Министерства связи, несмотря на имеющиеся у нас лицензии CEPT, и, в конечном итоге, выяснив, что оборудование будет использовано на территории Палестины, однозначно отказали в выдаче нашего багажа.

На этом можно было бы поставить точку в нашей экспедиции, точнее, жирную кляксу. И, как нам посоветовали на форуме, заняться отдыхом, изучением достопримечательностей и обмыванием горя по русской традиции. Но алкоголь здесь только импортный и стоит очень дорого, около 1500 рублей за пол-литровую бутылку водки "Русский Стандарт", да и пить особо не хочется.

Пока разбирались с таможней, что-то уже наработали, и объявлять экспедицию полностью несостоявшейся уже поздно. Будем бороться дальше, только уже не с таможней, а с самими собой. В конце концов, мы не на необитаемом острове: аппаратура вся у нас на руках, коаксиальный кабель, хоть и не весь, тоже имеется, а с антеннами мы что-нибудь придумаем.

Пока ребята в Израиле, находим в интернете несколько магазинов, где можно приобрести пластиковые трубы и кабель, но мало что есть в наличии, а если есть, то очень дорого. Просим Израильских коллег о помощи, и они идут нам навстречу, предложив кто провод, кто удочки. В очередной раз убеждаюсь, что радиолюбительское братство существует вне границ и вероисповеданий.

Ребята возвращаются поздно вечером с проводом и пластиковыми мачтами, и мы принимаемся за восстановление антенного хозяйства. Тем временем, многочисленные охотники, видимо, недоумевают, почему мы до сих пор не появились на 160, а на других диапазонах нас слышно, мягко говоря, не очень.

В интернете поползли слухи, что у нас проблемы на таможне. На почте куча писем с разных концов планеты, но совсем нет времени каждому ответить. Даем актуальную информацию на основных новостных порталах о нашем не очень радужном состоянии дел.

Ближе к ночи Василий, R7AL, едет встречать в аэропорт Виктора, UR8IF, который неожиданно принял решение присоединиться к экспедиции, и прилетел в Тель-Авив из Украины.

Я опять заступаю в ночь в телеграфе на 80, но сегодня мы уже подключили к трансиверу интерфейс RigExpert, и он выдает свои положенные 110 Ватт, без залипаний и возбудов. Несмотря на это, зовут хуже, чем вчера, в логе за ночь всего лишь 250 QSO, и не более 20-и новых американцев. Помеха все портит, хотя примерно в 3 утра выключают освещение и уровень шума падает с 7 до 5 баллов. На слух разница очень ощутима, но Европа в это время, видимо, уже спит, а на штаты сегодня нет нормального хода.

Днем ребята поделились очередной неприятностью – вышел из строя усилитель Expert K1,3-FA. В очередной раз убеждаюсь в том, что транзисторный усилитель не гарантирует 100% надежности, даже в исполнении такого известного и именитого производителя, как Expert. Ламповый усилитель на 2-х ГИ7Б пока цел, но он выдает только 700 Ватт, и в нем нет диапазона 160 метров! Опять бьем тревогу и просим наших коллег из Тель-Авива о помощи. Откликнулись ребята с детской коллективки 4X4REM. Они готовы дать нам усилитель на ГУ74Б, правда он на 160 выдает только 350 Ватт, но пусть так, чем вообще ничего.

Днем супруга идет изучать окрестности Иерихона, а мы с Василием, R7AL, едем изучать местный рынок на предмет пластиковых мачт, кабеля, провода, и прочих составляющих АФУ. Не хочется отпускать супругу одну, но деваться некуда.

Прогулка по Иерихону
Василий по дороге делится со мной эмоциями, что уже больше половины экспедиции позади, а он не провел еще ни одной связи, так как постоянно за рулем или занят другими организационными делами. Но все же убеждаемся в правильности решения взять в аренду автомобиль, так имеем хоть какую-то возможность перемещаться между Палестиной и Израилем, и не платить бешеные деньги за такси.

В центре Иерихона находим только один ларек, где торгуют электротоварами, и ассортимент там невелик. Берем немного 75-ти омного телевизионного кабеля для бевериджа и забираем весь провод ПВС 1,5 мм2, примерно 250 метров.


Вернувшись к нашей машине, видим на колесе «капкан» и квитанцию на оплату штрафа под дворником. Такие капканы мы замечали и раньше на других машинах – это наказание за неправильную парковку, но что именно неправильно мы сделали я так и не понял, ведь теоретически парковаться здесь было можно, и рядом полно других машин.

Чтобы сняли капкан, необходимо позвонить по номеру на листике, вызвать сотрудника дорожной службы и заплатить ему штраф. Это мы узнали от прохожих, которые помогли нам разобраться и позвонили по указанному номеру. Действительно, через пару минут подъехал мотороллер, мы отдали 10 шекелей, и машину «расковали». Мы поинтересовались, можем ли мы еще постоять здесь 10 минут, чтобы сходить в магазин за продуктами, и нам ответили положительно.


Зашли с Василием в кафе и заказали по шаурме. К шаурме еще прилагались всякие соленья – капуста, перец, что-то типа репы. Вкусно пообедав и взяв еды с собой для остальных членов команды, выходим на улицу. Каким же было наше изумление, когда мы опять увидели «оковы» на нашем автомобиле. Пришлось повторить процедуру по вызову сотрудника дорожной службы, но на этот раз приехал уже другой парнишка. Штраф хоть и небольшой, но все равно неприятно.

Пока мы ездили на рынок, ребята поставили первую «нормальную» антенну – 2 элемента GP на 40 м с переключаемой диаграммой. Есть такая поговорка – «собрать из г**** и палки», – здесь она подходит как нельзя кстати. Благо, рядом мусорная свалка, и там много всякого пригодного для антенн строительного хлама - от водопроводных труб до стальной проволоки.

Граффити в Иерихоне
Вскоре неподалеку «выросла» вторая антенна – также 2 элемента GP с переключаемой диаграммой, но уже на 80 метров. С нормальными антеннам дела пошли гораздо веселее, и можно было смело покидать FT8 участки, работать в CW и даже в SSB. Также сегодня у нас прошла запланированная встреча с представителями Министерства связи и коммуникаций Палестины. Нам должны были вручить лицензии, но клерк сказал, что они еще не готовы, и он привезет их нам завтра.

Человек из Министерства проявлял очень большой интерес к тому, чем мы занимаемся. Подробно расспрашивал о нашем хобби, о распространении радиоволн, об антеннах и аппаратуре. И как мы поняли, его интерес был вызван не тем, чтобы уличить нас в нарушениях, а он хотел больше узнать про любительскую радиосвязь.

Фуникулёр
Вечером R7AL опять садится за руль, и мы едем в пригород Тель-Авива на коллективную станцию 4X4REM за усилителем. Дорогу мы уже знаем, но все равно приходится использовать навигатор, чтобы не проскочить нужный поворот, причем используем два разных навигатора – один на территории Палестины, второй - в Израиле.

Возле коллективки встречаемся с Владиславом 4Z5OZ и идем на станцию. На крыше здания красиво раскинула свои лапы яга на ВЧ диапазоны. Владислава мы знаем как активного радиолюбителя, увлекающегося IOTA и DXCC, и его позывной присутствует практически во всех логах наших предыдущих экспедиций.

4Z5OZ и R7AL на коллективке 4X4REM
Влад рассказывает нам о коллективке, показывает стенды с интересными и редкими QSL, и делится проблемами, с которыми сталкиваются радиолюбители Израиля. А проблемы те же, что и у нас – нехватка молодежи в нашем хобби и отсутствие заинтересованности в развитии этого направления со стороны государства. Пообщавшись, берем усилитель и идем к машине.

Ночью я опять в эфире, только на этот раз уже из основного шека, используя более эффективные антенны и нормальную мощность. Допоздна работаем с Леонидом в телеграфе одновременно на 40 и 80, а после того, как пайлапы стихли, включаем все три места в FT-8.


Заметил интересную тенденцию – примерно в 3 ночи практически перестают звать на всех диапазонах. С Европой понятно – будни, народ спит. Но в штатах не так поздно, причем есть прохождение, а станций очень мало. На 30 метров вообще все темное время суток прохождение практически отсутствует, зато на рассвете диапазон взрывается мощным хором европейского пайлапа.

Следующим утром Василий опять за рулем, – они с Таней едут в Иерусалим встречаться с Михаилом, 4X6HZ, который готов одолжить свои пластиковые удочки и еще провода для антенн. Погода не совсем подходящая для прогулок, но пока Василий встречается с Михаилом, Тане все же удается устроить себе небольшую экскурсию по этому уникальному историческому городу.


Самым важным событием для нее было, конечно же, посещение русского православного храма. Их там очень гостеприимно приняли и даже угостили ребенка сладким десертом.

Вообще к нам здесь относятся очень доброжелательно. Одна из улиц Иерусалима даже названа в честь бывшего президента, Медведева Д.А.


Ближе к вечеру к нам опять пожаловали представители Министерства связи и торжественно вручили оригиналы лицензий. Я обратил внимание на указанные в лицензии диапазоны – 160, 80, 40, 30, 20, 17, 15, 12 и 10 метров. Нет ни 50, ни 5 мГц, хотя многие европейцы нас очень просили там появиться. Хорошо, что мы не сделали этого, хотя у меня была мысль укоротить INV “V” 80 м до размеров 50-и метрового диапазона и «распечатать» Палестину на этом бенде.

Помним, что нас очень многие ждут на 160, в том числе и в Европе. Вечером пробуем что-то придумать на этот диапазон, но кроме вертикала больше вариантов нет. Для диполя или треугольника нет достаточной высоты подвеса. Вчерашний INV “V”, который Леонид и Виктор растянули с крыши шека, работать не захотел. Для штыря DL2KQ нам необходима вертикальная составляющая минимум 16,5 метров.

Основной материал, который у нас есть в распоряжении - пластиковые удочки, состыкованные между собой, но длина всех собранных вместе удочек получается 12 метров, а нужно еще 4,5. Опять в ход опять идут найденные на мусорке трубы и палки. Крепко обвязываем между собой все составные части антенны и получается вполне достойный вертикал. Установка занимает не более получаса, чуть больше – настройка LC контура.

Предвидя, что на GP будет высокий уровень помех, мы еще днем соорудили две приемные антенны – беверидж и двойной флаг. Беверидж получился сильно компромисным, так как хороший длинный тонкий кабель для его питания находится на таможне, а также само полотно антенны и противовесы к нему.

Наша компромисная антенна получилась длинной всего 120 метров, начинаясь от шека, пересекая по диагонали территорию отеля и заканчиваясь на пустыре на оттяжке электроопоры. Когда я днем зачищал оттяжку, чтобы использовать ее в качестве заземления, прохожие интересовались, что я делаю. Ответ о проверке качества электросети всех удовлетворил.

Как мы и предполагали, на вертикал по приему идет помеха от 7 баллов до 9+10. Флаг проблему помехи, к сожалению, не решил. Беверидж тоже не заработал сразу, но потом я нашел причину в плохом контакте в скрутке кабеля. Прием стал чуть лучше по отношению к вертикалу, но не намного.

Тем не менее, начинаем работу на 160, ведь нас там очень заждались. Первую волну бигганов из ближайших территорий отрабатываем очень шустро, но потом становится все тяжелее и тяжелее из-за высокого уровня помех. Чередуем CW и FT8 на 160, два других радио в это время на 80 и 40.

Наступил предпоследний день нашего пребывания в Палестине. Точнее, последний день для нас с Таней и R5EC, а R7AL, RW9JZ и UR8IF пробудут здесь еще два дня. Мы не смогли остаться вместе со всеми, потому что 12 января заканчиваются новогодние каникулы, и надо выходить на работу, да и билеты, которые мы приобрели, невозвратные. Никто не мог предположить, что мы поставим все антенны только за пару дней до отъезда.

R7AL и UR8IF на Мертвом море
R7ALUR8IF и моя супруга с дочкой с утра укатили на машине взглянуть на Мертвое море и, если повезет, окунуться в соленый раствор и обмазаться грязью. Я, как обычно, опять пролетел с культурно-развлекательной программой, потому что после завтрака только лег спать. Все равно проспал бы всю дорогу. Но завидую немного ребятам, хотелось бы и мне, конечно, поплавать в соленой водичке и ощутить на себе ее сверхсвойства.

Поспав до обеда и немного поработав на ВЧ в телеграфе, иду упаковывать вещи. Определяем, что не пригодится ребятам в оставшиеся два дня, и что мы можем забрать с собой. Это вышедший из строя усилитель, трансивер, кое-что по мелочи. По сути, с  чем прилетели, с  тем и улетаем.

E44RU в эфире, op. RA1ZZ и UR8IF
На часах 19 местного, а значит, нам пора выезжать. За рулем, R5EC, а провожает нас, естественно, Василий, R7AL, – ему предстоит ночная дорога обратно в одиночку. Прощаемся с ребятами и менеджерами отеля. В этот раз мы даже не сделали ни одной общей фотографии, не считая вот этой перед отъездом в отеле.

Команда E44RU: R5EC, RA1ZZ, RW9JZ, UR8IF, R7AL
Дорога до Тель-Авива уже не вызывает особой трудности, тем не менее, пару раз все же сворачиваем не туда на сложных развязках. В аэропорт пребываем за 4 часа до вылета неспроста – на израильском паспортном контроле, по словам очевидцев, могут задержать на длительное время с расспросами, плюс нам необходимо забрать наш багаж – коробки с антеннами и мачтами. По заверению таможенников, его привезут сразу в зону вылета.

Действительно, на паспортном контроле нам пришлось прилично задержаться, примерно на час. Причем, это время было потрачено не в ожидании очереди, как по прилету, а на беседу с пограничниками. Нас зачем-то подробно расспрашивают не про то, что мы делали в Израиле, а куда летим сейчас, зачем летим, и какие у нас дальнейшие планы.

Улыбнуло, когда представитель паспортного контроля, узнав, что Таня уже в пятый раз будет посещать Турцию (обратно мы летим опять с пересадкой в Стамбуле), стал узнавать подробности про всех подруг, с кем она летала до этого, вплоть до их фамилий и образования.

У меня единственное объяснение этому, что они могли предположить, что нас напрямую в Турцию из России уже не пускают, и мы решили пробовать пробраться туда через Израиль. Конечно, про багаж тоже спросили, а именно, как мы его собирали, вместе или по раздельности. А у нас оказалось все «просто» – в Танином чемодане вещи мои, Тани и Златы. А в моей сумке, точнее, в двух сумках, смотанных стрейчем, вещи мои и Николая, потому что так надо. А у Николая мой трансивер, потому что у меня нет свободной ручной клади, а у него есть.

Международный аэропорт Бен-Гурион, Тель-Авив
Но это не все – основное оборудование привезут к вылету со склада-конфиската. Последнее мы, конечно, не сказали, но и без того сложная схема потребовала, по мнению офицера, дополнительного разбирательства в присутствии русскоговорящего представителя. В конце концов сотрудники паспортного контроля были удовлетворены нашими ответами, и мы переходим к следующему этапу – сдаче багажа и досмотру вещей.

Тут тоже были вопросы, касающиеся аппаратуры, но этот этап получилось пройти достаточно быстро. Очень удобно, когда есть оригинальная сумка к усилителю с надписью, обозначающей содержимое – это избавляет от дополнительных объяснений. На вопрос «что внутри?» было достаточно просто показать пальцем на эту надпись.

Несмотря на все задержки, у нас есть время перед вылетом на прогулки по Duty Free, но здешние цены как-то совсем не радуют, поэтому друзья и знакомые останутся в этот раз без сувениров.

Примерно в полночь мы прилетаем в Стамбул. Здесь у нас длительная пересадка, почти сутки. Покупкой билетов занималась Таня, и я достоверно не знаю, действительно ли остальные рейсы с короткими пересадками были намного дороже, или ей очень хотелось посетить Стамбул, и ради этого почти сутки мы теряем здесь. Я не заметил этого при покупке билетов, а менять что-то было уже поздно.


А может она действительно хочет остаться в Турции? Хотя, зря я так. Таня молодец, построила логистику с минимальными затратами и забронировала классный отель за счет авиакомпании в историческом центре города.

Новый аэропорт Стамбула очень шикарный. Жаль, к нашему приезду не успели достроить метро, поэтому мы едем в центр города на рейсовом автобусе, но тоже вполне комфортабельном. На улице темно, и видны только огни освещения дороги.

С конечной остановки автобуса идем примерно километр до нашего отеля. Тащим на себе ручную кладь – трансиверы, усилители, ноутбуки. Мы практически одни на улицах ночного Стамбула в несезон.


Но это не главная проблема. Проблема в том, что мы все подцепили какой-то вирус, и нам всем хреново, кому-то в большей, кому-то в меньшей степени, но температуры ни у кого нет. У меня сильно воспалилось горло, как при ангине, третий день заложено левое ухо и насморк. Таня держится бодрячком, хоть тоже жалуется на горло и чихает. У Николая, как и у меня, проблема с ухом и сильный кашель.

Заселившись в гостиницу и немного отдохнув, Таня все же решается на экскурсию по городу, и Николай составляет ей компанию. Мое же самочувствие совсем не для походов, и я остаюсь в номере в надежде, что во сне организму будет проще бороться с недугом, а «туристы», когда нагуляются, принесут мне волшебную турецкую пилюлю или хотя бы обычный парацетамол. Нет, мне не то, что бы совсем хреново, но желания бродить по улицам в пасмурную погоду в таком состоянии нет никакого.

Сон что-то не шел, и я решил немного развлечь себя. В рюкзаке лежит трансивер, а вместе с ним полутораметровая кабельная перемычка для подключения к усилителю. Остатки снятого с крыши отеля INV “V” из тонкого провода тоже с собой.

Окно нашего номера, который находится на третьем этаже, выходит во двор, и напротив окна растет дерево. Нахожу небольшой грузик (им оказался бутылек шампуня из душа), приматываю к нему конец проволоки и кидаю на дерево из окна. Далеко кидать не стоит, чтобы не привлечь внимание персонала отеля, который выходит курить во двор.

Получился LW длиной метров 7 и вертикальной частью 2 метра к земле. Рядом стена нашего многоэтажного отеля и другие постройки, и мое дерево с антенной находится, ровным счетом, в колодце. Надежды, что эта «антенна» хоть как-то будет работать, практически не было, но попробовать я был просто обязан.

Включив трансивер, слышу лишь сильную помеху с уровнем +20db на диапазонах от 40 до 15 метров. КСВ тоже больше трех на всех диапазонах, а тюнера в моем трансивере нет. Все равно даю CQ DE TA1/RA1ZZ, сначала на 40, а потом на 20 до тех пор, пока в номере не раздался звонок.

Я открыл входную дверь в номер, но за ней никого не было. Видимо, звонок был не в дверь, а на стационарный телефон, который находился в номере, но эксперименты с попыткой провести радиосвязь я решил на этом прекратить. Кроме как пытаться провести радиосвязь есть еще куча дел – обновить сайт, ответить на сообщения, и т.д.

Ближе к вечеру ребята вернулись с прогулки, и нам уже пора собираться обратно в аэропорт. Снова марш-бросок с усилителями, трансиверами и другой ручной кладью (хорошо хоть без чемоданов и мачт) до автостанции.

От ребят из Палестины опять приходят нерадостные новости – вышел из строя усилитель, который нам дали коллеги из Тель-Авива, тем самым итог работы на TOPе предрешен. Открою небольшой секрет: в связи со сложившейся ситуацией на таможне, из-за которой мы появились на 160 спустя лишь 6 дней после прилета, у ребят была мысль остаться еще на несколько дней в Палестине и достойно отработать на этом диапазоне. Но, без усилителя там делать нечего. Будет чем заняться французской команде E44СС, которые тоже организовывают экспедицию в Палестину в феврале, спустя полтора месяца после нас. А то переживали, что мы всех переработаем, и им ничего не достанется.

Василий также рассказал, что сегодня их опять навестила делегация из Министерства связи, только в этот раз уже в полном составе - с самим министром, у которого, оказывается, супруга родом из Украины, а также со всеми замами и со съемочной группой с местного телевидения. Опять они подробно расспрашивали про любительскую радиосвязь, про антенны, про прохождение...

Хочется верить, что у них действительно серьезные намерения по поводу организации любительской коллективной станции, и мы предложили им свою помощь. Будем надеется, что это останется не только разговором, и у нас будет повод еще раз сюда приехать. Мы действительно готовы оказать поддержку в развитии радиосвязи в стране.

Встреча с министром связи Палестины
Турецкий паспортный и таможенный контроль проходим без проблем, и нам остается последний отрезок пути - до столичного аэропорта Внуково, не считая дороги до дома. Я стараюсь использовать любую возможность вздремнуть, так как уже через несколько часов мне надо быть на работе в офисе, бодрым и с ясной головой.

Насморк получается немного приглушить, но сильный кашель не отпускает, и одно ухо до сих пор не слышит. Была надежна, что слух «откроется» при очередном взлете или посадке самолета, но она не оправдалась – все-таки это осложнение из-за простуды. Про коронавирус за пределами Китая тогда еще никто ничего не знал.

В 3 часа ночи приземляемся во Внуково. Заранее заказанная машина такси уже ожидает нас на стоянке перед въездом в аэропорт, но нам еще необходимо получить наш багаж, в том числе негабарит, и пройти российскую таможню. Затем рассортировать между собой все оборудование, так как часть Николай возьмет с собой в Орел, а часть заберу я с собой в Обнинск.

Наши вещи из багажа получаем вывернутыми наизнанку. Стрейч-пленки, которой мы обматывали сумки, нет, вместо нее порванный целлофановый пакет, а внутри сумок все перевернуто. Израильская таможня очень упорно хотела уличить нас в терроризме или еще в чем-то плохом, но в итоге, безуспешно. Да, их можно понять – они выполняют свою работу, причем, благую работу, направленную на защиту граждан государства и его гостей. Тем более в такой далеко неспокойный период на фоне политического конфликта. Но давайте оставаться людьми в конце концов. Коробки с мачтами были тоже сломаны, и просто чудом мачты остались целы после нескольких этапов погрузок и разгрузок.

На выходе Российские таможенники тоже обращают внимание на наши коробки с мачтами и устраивают досмотр. Выслушав предназначение нашего оборудования и изучив лицензии, просят составить акт на бумаге, где мы описываем все ввозимое оборудование. Процесс занимает около получаса, и после этого мы успешно покидаем зону досмотра.


Спустя сутки остальные члены команды – Василий, R7AL, Леонид, RW9JZ и Виктор, UR8IF, также прощаются с гостеприимной палестинской землей, отвозят взятое в аренду оборудование и возвращаются домой.

— — —

Для любителей статистики привожу таблицы с сайта Clublog


— — —

Наша команда традиционно выражает благодарность нашим семьям за их терпение и моральную поддержку.

Также большое спасибо нашим друзьям и коллегам из Тель-Авива: Руслану, 4Z5LA; Владиславу, 4Z5OZ; Михаилу, 4X6HZ и Илье, 4Z1UF за оборудование.
Огромная благодарность Владимиру, RK8A; Сергею, RW3XA и Евгению, RZ3EC за техническую помощь.

Отдельная благодарность спонсорам – Андрею, RT2O, Дмитрию, R5DD и всем, кто смог поддержать нас финансово.

Сайт экспедиции: https://dxpedition.wixsite.com/e44ru.

— — —

P.S. Хочу оговориться, что в данной статье я выразил исключительно свои мысли и свое видение прошедших событий, и вполне вероятно, что оно может отличаться от мнения других членов команды. К тому же, по разным причинам, мы в этот раз даже не так часто виделись и общались между собой во время экспедиции. Может быть, остальным членам команды тоже будет чем поделиться. Наверняка, были интересные эпизоды, в которых я не участвовал или забыл упомянуть в своей статье.

Берег Мертвого моря
— — —

Подготовка к публикации: Лилия Васильева, EW7L. Фотографии и сканы предоставлены автором. Текст дается в авторской редакции.

Print Friendly and PDF

1 комментарий:

  1. Василий, с удовольствием прочел рассказ, весьма интересно и поучительно. :) Основных выводов из этой эпопеи, на мой взгляд, два:

    1) Не летать в Израиль со своим железом, а договариваться с местными ребятами
    2) DXpedition и XYL (да еще и с дочкой) - вещи абсолютно несовместимые. Как сказал кто-то из классиков "Нельзя одной и той же ж***й сидеть во встречных поездах".

    В целом же вы, ребята, большие молодцы - невзирая на все препоны, в имеющихся условиях оперативно сориентировались, подстроились под обстоятельства, и нормально отработали. Ура!

    ОтветитьУдалить

Пожалуйста, указывайте свое имя и позывной.